Прокатимся с горки, или Кто и когда придумал санки
Попросите своего ребёнка назвать самую любимую зимнюю забаву. Скорее всего, вы услышите в ответ: «катание с горки». И это неудивительно. Кто с санками, кто со снегокатами и ватрушками, кто с ледянками – все торопятся прокатиться с горок. А кто просто с фанеркой или картонкой... Шумит ветер в ушах, слышатся счастливые крики, а из уст вспомнивших детство родителей еще и довольные повизгивания... Нет у нас равнодушных к этой излюбленной забаве.

Старорусская «змея»
Слово «сани» имеет старославянские корни. Произошло оно от слова «сань» – «змея». Уместно упомянуть тут и о чисто визуальном сходстве: длинные и тонкие полозья саней схожи со змеей; к тому же оные как будто ползут по снегу, издавая характерное шипение. Не нужно забывать и о том, что «полоз» – это не только часть саней, но и змеиный подвид.
Сани – предок колеса
Конечно, при слове «сани» мы сразу представляем заснеженную дорогу, тянущиеся вслед зимней повозке бороздки полозьев. Ведь логично, что такое средство передвижения изобретено исключительно северными народами. Нет, еще древние египтяне на волокушах перевозили товары, стройматериалы, оружие и даже емкости с водой. Древние инки тоже использовали сани/волокуши. Удобно, дешево, практично.
Хотя что нам смекалистые фараоны и гениальные инки? Мы-то тоже не лыком шиты. В России аж до конца ХVII века все торжественные выезды царей были санными. И что любопытно, не только зимой, но иногда летом! И понятно, что дело тут вовсе не в удобстве. Просто сани виделись более почетным транспортным средством, нежели экипаж.
Наши купцы тоже веками использовали волокуши. Есть свидетельства, что на них круглый год с Нижней Волги веками доставлялись товары (рыба, соль, мед) в княжеские грады Руси и, конечно, в Москву.
«Мои сани едут сами»
«Любишь кататься, люби и саночки возить» – гласит народная мудрость. Ну да, что уж говорить, тащить сани в гору – удовольствие малоприятное. Однако пытливые умы иных настолько изобретательны, что и эта проблема для них не проблема.
Так, в ХVIII веке народы Скандинавии и Северной Европы активно пользовали тогдашнее ноу-хау – сани с парусом. По замерзшим озерам гоняли на таком транспорте будь здоров!
Но и этого показалось мало. Русский инженер Кузин в 1908 году снабдил салазки ни много ни мало чуть ли не авиационным двигателем, вращавшим винт, установленный в трубе. Вот это была скорость! – 70 км/ч. Изобретение так полюбилось обывателям, что весь ХХ век изобретатели всех мастей активно совершенствовали эту конструкцию.
Так, в 60-е годы прошлого века прославленный конструктор Андрей Туполев придумал сани-амфибию. Едет, значит, любитель зимних скоростей по снегу да по ледку, а последний – оп, и проломился. Что ж, бывает. Но сани-амфибия недаром получили свое название – поплывут и по воде. Воистину, любовь россиян к саням не знает границ. Мы готовы и плавать на них, и летать.
Какие санки лучше катают?
И все же вернемся к катанию с горки. Вы вот на чем предпочитаете кататься? Как, давно не предавались этой забаве? Так не теряйте времени!
1. Ледянки. Удивительно, но изобретение этого вида «скользко-горного» транспорта восходит корнями к... замороженным коровьим лепешкам. Не крутите носами, наши предки знали толк в скорости, а посему звериным шкурам предпочитали такую вот экзотику. Гоняли с горок на «кизяках». Теперь их с успехом заменил пластик. Плюсы: легкие, не требуют специальных навыков управления, доступны по цене, можно подобрать любой формы и размера. Минусы: недолговечны, почти неуправляемы, развивают не самую высокую скорость.

2. Комбинезон-ледянка. Боитесь, что чадо потеряет в зимнем игровом угаре вожделенные салазки? Снабдите его зимним комбинезоном со встроенными ледянками. Да-да, есть и такие. К комбинезону, аккурат в районе пятой точки, приделана пластиковая пластина для катания с горки. И не потеряется, и комбинезон чист... во всяком случае в районе попы точно. Плюсы: не нужно таскать салазки в гору, всегда с собой. Минусы: не все магазины знают о данном ноу-хау, комбинезон не для выхода в свет, скорость не самая высокая.
3. Тобогган – деревянные сани без полозьев, передний край которых загнут кверху. Подарили нам этот древнейший вид санок канадские индейцы. Возили на них грузы, а затем и людей. Ну а мы с успехом пользуем тобогган в своих зимних забавах сегодня. Плюсы: большая площадь, можно кататься вдвоем и даже втроем, легкие, можно смастерить самостоятельно. Минусы: редкость в магазинах, скорость оставляет желать лучшего.

4. Санки-салазки. Деревянные, металлические, пластиковые... Хватаем и бежим! Стоп-стоп, не забудьте подобрать под свои требования. Вот. А теперь кататься! Плюсы: большое разнообразие полозьев, сидений, материалов, аксессуаров и дополнительных устройств. Правильно подобранные под вес и комплекцию, могут развивать потрясающие скорости. Минусы: трудно выбрать, глаза разбегаются.
5. Тюб, ватрушка – надувная резиновая камера, помещенная в чехол. Плюсы: легкость, скорость, мягкое скольжение, почти не ощущаются неровности горки, почти нетравмоопасны из-за углубления посередине. Минусы: хаотичное движение.

6. Снегокаты – санки с пластиковыми полозьями, похожими на лыжи. Оснащены рулем, а часто и тормозами. Плюсы: удобство, высокая скорость, управляемость, доступная цена, маневренность. Минусы: в горку все же придется тащить, вес у снегоката приличный.
Ну, и в завершение, друзья, не отказывайте себе в удовольствии прокатиться с горки хоть раз в эту зиму. Вспомните, что в каждом из нас живет ребенок. Ощутите детский восторг и беззаботность, и жизнь станет чуточку приятнее.
Интересно. Спасибо за публикацию