Сергей+
Сергей+ Подписчиков: 143
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1067

ГИБДД больше не может штрафовать дорожников за ямы: эксперты бьют тревогу

3 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

С прошлого года инспекторы ГИБДД лишились возможности инициировать проверку дефектов дорог и штрафовать соответствующие службы без согласования с прокуратурой. Хотя раньше именно ГИБДД заставляла дорожников ремонтировать полотно.

Теперь ведомство хочет вернуть себе контролирующие функции по надзору за состоянием дорог, о том же правительство просят общественники. Разобрались, почему Госавтоинспекцию урезали в правах и кто теперь должен следить за состоянием дорог.

Почему ГИБДД больше не контролирует дороги

На самом деле формально Госавтоинспекция не лишилась возможности фиксировать дефекты и по-прежнему может оформлять нарушения строителей и обслуживающих дорогу организаций. Однако схема привлечения к ответственности дорожных служб изменилась и усложнилась. В прошлом году из-за изменений в КоАП ГИБДД лишилась права в одностороннем порядке возбуждать административные дела за ямы и отсутствие разметки на дороге. Теперь, если инспектор ГИБДД замечает дефект дорожного полотна, он пишет рапорт и отправляет письмо в прокуратуру с просьбой инициировать проверку участка дороги.

Однако прокуроры зачастую отказываются от дополнительной инспекции из-за отсутствия особых оснований — то есть аварий на участке. Решения по организации проверки выносятся только по самым заметным случаям, например, с провалом асфальтового покрытия. А мелкие дефекты фактически никто не инспектирует, объяснил Журналу Авто. ру руководитель рабочей группы ОНФ «За права автомобилистов» Пётр Шкуматов.

«В прошлом году поменялась процедура привлечения к ответственности владельцев дорог и тех, кто осуществляет ремонт. И теперь ГИБДД должна для вынесения протокола по статье 12.34 КоАП обратиться в прокуратуру. И уже прокуратура должна разрешить инспекцию места дорожного дефекта. По сути, ГИБДД не потеряла право возбуждать административку за ямы, но текущая процедура фактически не предполагает возбуждения таких дел. Потому что это бюрократически сложно и затратно по ресурсам», — объясняет автоэксперт.


Как контроль за дорогами работал раньше

До недавних изменений у инспекторов ГИБДД была прямая обязанность в ходе патрулирования отмечать дорожные дефекты, устанавливать их координаты и выписывать протоколы. Существенная часть этих протоколов конвертировалась в административные постановления по статье 12.34 КоАП, которая для дорожников предполагает штрафы размером до 500 000 рублей. Кроме того, любой водитель мог пожаловаться в ГИБДД на яму, стёртую разметку или неправильно выставленный дорожный знак. Такое заявление тоже считалось основанием для штрафа по статье 12.34 КоАП.

Однако в июле прошлого года в КоАП внесли изменения, которое касается процедуры возбуждения административных дел на дорожников за дефекты полотна. Сделали это для снижения государственного контроля за бизнес-структурами, которые осуществляют ремонт и обслуживание дорог. В результате число оформленных предписаний на устранение дефектов снизилось сразу в 40 раз.

«Сейчас инспектор ничего не может сделать. Он видит небольшую яму, пишет рапорт (сообщение о том, что на участке яма). Но прокуратура ему отказывает. И рапорт остаётся без движения. Многие дефекты, которые ГИБДД отрабатывала раньше, не учитываются из-за усложнения процедуры. Количество таких дел сократилось в десятки раз. И это проблема», — поясняет Шкуматов.

Эксперт уверен, что сейчас мелкими ямами почти никто не занимается до тех пор, пока они не начинают превращаться в провалы и не приводят к авариям. И даже в таких случаях, по данным МВД, прокуратора согласовывает не более 10% предлагаемых ведомством мероприятий.


Как вернуть ГИБДД контроль за дорогами

Автомобильные эксперты уверены, что оперативный надзор и право быстро возбуждать дела на дорожников инспекторам ГИБДД надо вернуть — как минимум для того, чтобы водители могли получать реакцию на свои жалобы, касающиеся качества дорог.

«Ситуация, когда ГИБДД лишилась возможности управлять дорожниками и указывать им на проблемы дорожного покрытия, является абсолютно нетерпимой. Потому что именно ГИБДД отвечает за безопасность дорожного движения. А более чем в трети всех аварий непосредственной причиной является именно некачественное дорожное полотно — это проблемы с разметкой, проблемы с ямами», — объяснил Журналу Авто. ру глава Российского союза автомобилистов Антон Шапарин.

«Разбитый колёсный диск — это именно авария, ДТП. И при этом такую аварию никто не регистрирует. Если бы люди это делали, то у каждого водителя в год было бы по два ДТП по вине дорожников. Нужно срочно вернуть всё как было. Дать ГИБДД возможность выписывать эти штрафы. Заставить дорожников и собственников дорог отвечать за качество дорожного полотна. Без этого мы увидим рост аварийности, рост смертности», — уверяет Шапарин.

Такого же мнения придерживается и создатель сообщества «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. По его мнению, нужно вернуть ГИБДД уже налаженный контроль дорог и полномочия составлять протоколы по статье 12.34 без участия прокуратуры. Сделать это можно через постановление правительства или путём внесения изменений в КоАП.

Организация Шапарина уже написала обращение на имя главы МВД Владимира Колокольцева с просьбой вернуть ГИБДД право оперативного реагирования на дорожные дефекты. Бумага датирована 17 мая, ответ на неё пока не поступил.

Впрочем, пока в МВД согласны и на временный вариант: ведомство предлагает расширить полномочия полицейских в рамках существующего режима надзора «Постоянный рейд». Сейчас он позволяет МВД выявлять нарушения и возбуждать дела в отношении автопредприятий и таксопарков, а ведомство хочет расширить действие этого режима и на организации, занимающиеся обслуживанием и ремонтом дорог.

Такие полномочия позволят полиции вернуть контроль за дорогами — как утверждается в пояснительной записке, «для минимизации рисков причинения вреда и здоровью граждан». Но когда это случится — пока неизвестно.

ГИБДД больше не может штрафовать дорожников за ямы: эксперты бьют тревогу


Подробнее ➤

Понравилась публикация?
4 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Судьи недовольны неразборчивостью дорожных камер, которые выписывают им штрафы

Как отечественные блюстители закона борются с коварством дорожных камер Вот уже который день наша общественность пребывает в глубокой тревоге. Нет, речь не о пенсиях, инфляции или качестве медицины.

Заголовок: Двойной штраф за минуту: Когда камеры выносят два «приговора» за одну поездку? Разъясняет Верховный Суд

Принцип, на который ссылаются водители, — это запрет двойной ответственности (п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Он означает, что за одно и то же действие нельзя быть наказанным дважды. Логично? Безусловно.

Правила поведения водителей, если Вас остановил недобросовестный инспектор ГИБДД

2.1. Не спешите никуда, если Вас остановил инспектор Сегодня мы поговорим о том, что делать водителям, если вдруг попали на недобросовестных сотрудников полиции в случае управления транспортным средством.