О документах, подтверждающих стаж при начислении досрочной пенсии пр работе с тяжелыми и вредными условиями труда
Законодательство предоставляет право досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
Основной перечень таких профессий, работ, должностей установлен Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 – для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.,
а также Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Существуют определенные критерии, при которых наличие соответствующей профессии, работы, должности предоставляет возможность выйти на заслуженный отдых досрочно. И несоответствие условий труда данным критериям дает основания государственным органам отказывать обратившимся лицам в установлении досрочной пенсии.
Основной причиной отказа в зачете в страховой стаж периодов работы является отсутствие необходимых документов, в связи с чем потенциальному пенсионеру приходится обращаться в судебные инстанции для защиты своих интересов.
Также не исключены ситуации, когда работнику приходится представлять суду доказательства и в отношении работодателя. Например, осуществление организацией определенного вида деятельности, если из названия организации и основной деятельности данные факты невозможно установить (ведение сельскохозяйственным предприятием строительства жилых домов и т.п.).
Какие же документы необходимо предоставить в суд для подтверждения факта осуществления трудовой деятельности, позволяющей получить досрочную пенсию?
Справка от работодателя
Данный документ является, пожалуй, самым надежным и неоспоримым для суда подтверждением трудового стажа, необходимого для установления досрочной пенсии. Что должно содержаться в подобной справке?
-сведения о работодателе (наименование, ИНН, ОГРН организации-работодателя). В случае имевшем место реорганизации данный факт также должен быть отражен в справке, чтобы у суда не возникло сомнений относительно работодателя, выдавшую данный документ.
-фамилия, имя, отчество работника, дата и место его рождения, период трудовой деятельности у данного работодателя.
-сведения о выполняемой работе / занимаемой должности. Наименование должности в справке должно соответствовать наименованию должности, указанном в соответствующем Списке. Если в справке содержатся сведения о другой должности, данная справка не будет иметь большого значения для суда без наличия других подтверждающих документов.
-подтверждение выполнения работы в течение полного рабочего дня.
Здесь сразу нужно оговориться, что подтверждать постоянную занятость в течение полного рабочего дня необходимо за периоды с 01 января 1992 года. Если спорные периоды возникли ранее этой даты, подтверждать полную занятость не требуется, поскольку до 1992 года работа носила стабильный характер.
Пунктом 2 Разъяснения Минтруда РСФСР и Минсоцзащиты РСФСР от 08.01.1992 № 1, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, а также пунктом 5 Разъяснений от 22 мая 1996 года № 5, утв. Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 29, установлено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
То есть в справке, выданной работодателем, должно быть указано, что работа выполнялась в течение полного рабочего дня, а также сведения об отсутствии факта выполнения другой работы в данной организации.
Справка может быть выдана только в случае существования работодателя, ведения им деятельности на момент запроса данной справки.
А как быть, если работодатель уже ликвидирован, деятельности не ведет?
В таких случаях работнику придется самому доказывать и подтверждать в суде необходимые сведения путем предоставления соответствующих документов. Каких?
Трудовая книжка
Именно трудовая книжка является первоочередным документом, который подтверждает периоды работы по трудовому договору.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе (статья 66 Трудового кодекса Российской Федерации).
И, как правило, именно в связи с неточностью содержащихся в трудовой книжке сведений, возникают спорные ситуации, неприятные для работника.
Трудовая книжка подтверждает факт осуществления трудовой деятельности у конкретного работодателя.
С 01 января 2022 года вступил в действие Приказ Минтруда России от 19.05.2021 № 320 н "Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек", согласно 9 которого все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, о награждениях вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) или иного решения работодателя. Предыдущие законодательные акты, регулирующие порядок ведения трудовых книжек, содержат аналогичное правило.
Таким образом, приказ работодателя является первичным по отношению к записям в трудовой книжке. То есть при расхождении сведений в трудовой книжке и приказе основанием при принятии решения о пенсии будет именно приказ, содержащий информацию о выполняемой работе (занимаемой должности).
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Трудовой договор
Трудовой договор устанавливает факт приема работника на работу. Договор заключается в письменной форме и подписывается обеими сторонами – работником и работодателем. Один экземпляр трудового договора остается у работника.
Экземпляр трудового договора лучше сохранять и ни при каких обстоятельствах его не выбрасывать! Даже если поменяли место работы. Кто знает, может когда-нибудь именно трудовой договор может понадобиться при оформлении досрочного выхода на пенсию.
Приказ (распоряжение) о приеме на работу
На основании трудового договора работодатель оформляет приказ о приеме на работу. Содержание приказа должно соответствовать условиям трудового договора и содержать реквизиты (дату заключения, номер) трудового договора.
Копия приказа также должна быть предоставлена работнику при приеме его на работу. Поэтому, если она имеется в наличии – еще один плюс.
Что делать?
Но как быть, если документов на руках работника нет, а работодатель канул в Лету?
Для начала необходимо обратиться в архив по месту осуществления трудовой деятельности. Если работодатель оказался добросовестным и при ликвидации передал интересующую Вас документацию в архив, то сто́ит туда обратиться. Доступ к архивным сведениям свободный, поэтому можно непосредственно самим полистать сохранившиеся документы.
Также по запросу архив может предоставить в виде архивной справки сведения о Вашей трудовой деятельности. Архивная справка хороша тем, что содержит выписки из приказов и, возможно, иных необходимых документов, а также реквизиты данных документов. В дальнейшем в суде может быть заявлено ходатайство об истребовании копий документов, информация о которых содержится в справке.
Лучше сделать ход конем: запросив архивную справку, впоследствии, имея ее на руках, поработать в архиве самостоятельно. Из справки будут известны реквизиты дел, в которых можно посмотреть документы.
Помимо приказа о приеме на работу в архиве можно найти множество других приказов в отношении конкретного работника (приказы о предоставлении отпусков, о командировках, об установлении по причине индексации размеров заработной платы и прочие). Все эти документы можно запросить и их копии приобщить к материалам дела.
Кроме того, в случае передачи документов в архив можно запросить справку в отношении работодателя. В исторической справке будет указана вся история деятельности работодателя, основные направления и деятельности, в случае наличия отмечены факты его реорганизации и другие подробности.
Что еще можно отыскать в архиве?
Ведомости на выдачу заработной платы или книги учета оплаты труда
Данные виды документов, как правило, отражают сведения не только о самой заработной плате, ее размере, но и о выполняемой работе, о рабочем времени (об отработанных часах), о периодах временной нетрудоспособности, об отпусках. Кроме того, в них содержится информация об удержаниях с работника (налоги и сборы, алименты и прочие). То есть документы дают довольно обширные сведения о трудовой деятельности работника.
В нашем случае в книгах учета оплаты труда все это было, а ко всему прочему, размеры оплаты труда в книгах легко можно было сопоставить с теми, что устанавливались приказами.
Табель рабочего времени
Табель рабочего времени составляется в отношении конкретного работника. В данном документе отражается учет отработанных часов за каждый рабочий день месяца. То есть здесь можно подтвердить сведения о полном рабочем дне и полной занятости.
Должностные инструкции
Отлично, если Ваша должностная инструкция обнаружится в архивных документах. Однако, если таковой не окажется, сто́ит почитать должностные инструкции иных работников, осуществлявших в свое время аналогичные работы и занимающих аналогичные должности. Причем представляемые инструкции могут быть и за более ранние либо поздние лета. Их как образцы можно будет запросить через суд. Главное – обратить внимание суда на то, что Ваша работа (должность) являлась аналогичной, а, следовательно, рабочие (должностные) обязанности, отраженные в представленных документах, совпадают с теми, которые выполняли Вы при осуществлении трудовой деятельности.
Коллективный договор
Коллективные договоры советского времени содержали в себе не только сведения о трудовых отношениях в организации, но и по причине плановой экономики – хозяйственные задачи и цели организации на период действия коллективного договора. Аналогичные акты первых лет постсоветского периода в этом практически не менялись.
И если Вы работали в производственном, промышленном предприятии в те годы, в коллективном договоре можно найти в том числе подтверждение осуществления организацией каких-либо видов деятельности (например, нам в коллективном договоре совхоза удалось отыскать информацию о ведении строительной деятельности).
А в случаях, когда работник занимал какую-либо руководящую должность, либо являлся специалистом (как в нашем случае – мастер, прораб), то в текст коллективного договора включались задачи, поставленные непосредственно перед данным специалистом.
Все это нам удалось найти в коллективных договорах. А еще к каждому коллективному договору прилагался акт о его исполнении. Акты содержали информацию как о выполненных, так и о неисполненных до конца задачах, поставленных при заключении коллективного договора и оговаривали сроки выполнения намеченных целей.
Устав
Как правило, устав организации-работодателя отражает в том числе основные направления ее деятельности. Кроме того, уставы реорганизованных в начале 1990-х годов организаций могут содержать перечень основных средств-объектов недвижимости, возведенных собственными силами без привлечения сторонних подрядных организаций. Что было и в нашем случае.
Документы отчетного характера
Во все времена у работодателей имелась и имеется масса различного рода отчетов. Иногда отчетные документы также могут принести пользу отдельным категориям работников.
Так, в архиве удалось найти Контрольные списки специалистов за несколько лет, в которых за каждый отчетный год отражены данные о специалистах, состоявших в штате предприятия. Помимо фамилии, имени и отчества работника была указана занимаемая должность. Сохранившиеся отчетные документы дополнительно подтвердили должность, которую занимал работник.
Таким образом, поле деятельности при наличии возможности досрочного ухода на заслуженный отдых весьма обширно и не ограничивается только теми документами, что упомянуты в данной публикации.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: