Конфликт интересов
Возникновение конфликта интересов на государственно и муниципальной службе остается сегодня одной из наиболее острых проблем антикоррупционного регулирования.
Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее ФЗ №273-ФЗ) конфликт интересов- ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В этой же статье дается определение личной заинтересованности- возможность получения дохода в виде денег, имущества, иной выгоде, самим работником и другими лицами, связанные с ним близкими отношениями. Перечень форм выгоды и лиц, связанных близкими отношениями, является открытым, таким же является и список лиц, на которых возложена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов.
Должностное лицо обязано принимать уведомить своего работодателя о возникшем конфликте или о возможности его возникновения . Порядок уведомления работодателя о возникновении личной заинтересованности регламентируется субъектовыми законами, которые не имеют кардинальных отличий между собой. Из-за схожести законов субъектов в этой сфере не имеет смысла проводить работу, по созданию единого федерального закона.
Работодатель должен принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. На основе действующего законодательства можно выделить следующие меры: изменение должностного или служебного положения лица; отвод или самоотвод; передача ценных бумаг; отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, разрешаются комиссией
Изменение служебного положения, как и остальные меры, закреплены в 11 статье ФЗ №273-ФЗ. Чаще всего такая мера применяется в случаях подчиненностью лиц, находящихся в отношениях родства. После установления факта родства, в системе подчинения, работодатель должен принять меры по исключению возможности конфликта интересов (например перевод одного из родственников в другой отдел).
Отвод и самоотвод- добровольных отказ от участия принятия решения в отношении самого себя или в отношении близких лиц. Самоотвод связан с единичным случаем и является добровольным и самостоятельным действием работника. Вопрос о своевременности самоотвода разрешается комиссией.
В случае, если должностное лицо, владеет ценными бумагами, оно обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление. Но не стоит путать передачу принадлежащих ценных бумаг с отказом от ценных бумаг. В первом случае лицо передает в управление уже принадлежавшие ему ценные бумаги, во избежание принятия решения в пользу организации, обладателем ценных бумаг которой является работник. Во втором случае лицо отказывается от принятия ценных бумаг, дабы не было соблазна принять какое-либо решение в пользу дарителя.
Отказ от выгоды - определенная процедура, направленная на пресечение возможности получения должностным лицом какой-либо выгоды, способной оказать влияние на принятия этим лицом решения.
В соответствии с ФЗ №273-ФЗ непринятие работником, мер, направленных на урегулирование конфликта интересов является правонарушение, влекущим увольнение указанного лица . Сведения о лицах, уволенных в связи с утратой доверия, подлежат включению в реестр, уволенных в связи с утратой доверия на пять лет. Однако предусмотрены и другие виды дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии и т.д.
Подобного рода санкции вызваны тем, что конфликт интересов зачастую приводит к несправедливому преимуществу одного работника над другим (одной организацией над другой). Так лицо, состоящие со своим руководителем в родстве, будет необоснованно получать более большие награды или же иметь доминирующее положение в вопросах карьерного роста.
Следует отметить, что процедура и процесс отказа от выгоды, передачи ценных бумаг, отвода и самоотвода, изменения служебного положения не регулируется антикоррупционным законодательством. Например порядок отвода и самоотвода описан в процессуальном законодательстве, передачи ценных бумаг в доверительное управление в гражданском, а процесс отказа от выгоды и изменения служебного положения вообще отсутствует. Кроме процедуры отказа от выгоды не установлено что именно в данной сфере понимается под выгодой.
Такого рода проблемы касаются всего антикоррупционого законодательства в целом, в частности и в сфере конфликта интересов подобные неточности и пробелы вызывают различного рода затруднения при квалификации конфликта интересов. Так, например, до конца неясно как и при помощи чего определять степень близости между руководителем и подчиненным. Непонятно что именно понимать под «выгодой» получаемой должностным лицом. Механизмы и процедурные порядки, либо заимствуются из других отраслей, либо вообще не описаны. Однако следует отметить, что в ряде случаев (например с доверительным управлением), создание отдельных антикоррупционных норм вызвало только лишнюю нагрузку на законодателя и заимствования из других отраслей вполне достаточно. Можно сказать, что антикоррупционное законодательство в сфере конфликта интересов является несамостоятельным и неполным.
Однако следует отметить, что работа в сфере разработки механизмов урегулирования конфликта интересов продолжается. Так Указом Президента РФ от 16 августа 2021г. №478 был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Второй раздел этого плана полностью посвящен конфликту интересов. Так, согласно плану, на руководителей будут возложены обязанности самостоятельно принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных. Однако в самом плане ничего не сказано о разграничении обязанностей в сфере урегулирования конфликта интересов между руководителем и комиссиями по урегулированию конфликта интересов. В моем представлении руководитель будет наделен полномочиями и обязанностями, позволяющим ему разрешать и предотвращать конфликтные ситуации, однако в случае, если руководителем будет принято неверное решение, то уже комиссия будет разрешать эту ситуацию. Таким образом непосредственный руководить, как человек, осведомленный о взаимоотношениях своих работников, будет способен принять наиболее правильное решение, но в случае принятие неверного решения у комиссии всегда будет возможность оспорить это. Так, кроме создания нового механизма урегулирования конфликта интересов, Национальный план также обещает решить вопрос о уточнении понятий «иные близкие отношения», «лица находящиеся в близком родстве или свойстве». Национальный план подразумевает возможность создание специальных форм доверительного управления.
Таким образом можно сказать, что на данный момент антикоррупционное законодательство в сфере урегулирования конфликта интересов требует доработок. Точные определения (например определение «выгоды») и конкретные, описанные механизмы позволят правильно и точно квалифицировать ту или иную ситуацию, как конфликт интересов. Однако в тоже время следует отметить, что правовые акты (тот же Указ Президента) имеют своей целью облегчить процесс урегулирования конфликта интересов и создать для антикоррупционного законодательства свою уникальную базу механизмов, например специальные формы доверительного управления.
Спасибо, интересно 👍
Статья с помощью ИИ
ПУНКТ 34 правил публикаций: статьи с ИИ публиковать запрещено!
Это статья является моей рукописью. Пожалуйста, прекратите второй день подряд обвинять меня во всем подряд.
Я проверила Вашу статью через сервис «Нейропомощник»
Изучите тогда, если не верите
Знаете, я решил не продолжать с вами разговор, а напрямую обратиться к администрации. Доброй ночи!
Обращайтесь!
Вы еще и у людей выпрашиваете лайки на конкурс?