Роль и значение рекомендательных актов в регулировании предпринимательской деятельности

В общем виде мягкое право («soft low») – это совокупность стандартов и правил поведения, которые носят рекомендательный характер.
Мягкое право («soft low») в последнее время получает свое распространение не только за рубежом, но и в России. Но не всегда очевидно, что именно необходимо понимать под мягким правом, в каких областях права оно может применяться. Рассмотрим роль рекомендательных актов в регулировании предпринимательской деятельности.
Так как закрепленные нормы права не всегда способны детально урегулировать деятельность хозяйствующих субъектов, возникает необходимость в принятии рекомендательных актов, способных упростить, унифицировать или улучшить те или иные правоотношения, а также заполнить имеющиеся в праве пробелы. На практике действительно появляются субъекты, создающие особые нормы поведения, которые впоследствии добровольно применяются хозяйствующими субъектами.
Преимущества рекомендательных актов:
- закрепление в письменных источникам;
- гибкость принятия, изменения, прекращения;
- заполнение пробелов в праве;
- востребованность в регулировании правил поведения в определенной сфере.
Создание таких правил поведения и стандартов может осуществляться на трех уровнях:
-на уровне государственных органов (методические рекомендации, пособия, указания не обладающие обязательным характером).
В качестве примера можно привести следующий акт: «Методические рекомендации по применению ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, и показателей деятельности государственных унитарных предприятий в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава», утвержденные распоряжением Правительства РФ от 27 июня 2019 г. № 1388-р.
-на уровне негосударственных органов.
Пример: Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» утвердила «Методические рекомендации для предпринимателей для проявления должной осмотрительности в целях предотвращения споров с налоговыми органами»; на международном уровне – Рекомендации совета ОЭСР по вопросам публичной добропорядочности.
-на уровне конкретной организации, то есть на локальном уровне.
Особое значение в системе рекомендательных источников корпоративного права имеет Кодекс корпоративного управления, где были удачно реализованы рекомендации для акционерных обществ. О рекомендательном характере данного акта свидетельствует его предисловие.
Наиболее острый вопрос заключается в том, что все чаще модель мягких норм проникает в национальные системы права. Причем это касается не только мягких норм международного права. Различные рекомендации, информационные письма, разъяснения государственных органов, будучи актами мягкого права, также начинают восприниматься несколько иначе, сближаются по значению с нормами «жесткого» права. Примером неточного понимания категорий являются многочисленные акты ФНС РФ и Министерства финансов РФ, обладающие, с одной стороны, рекомендательными свойствами, но, с другой, часто воспринимающиеся как нормативные и способные привести к определенным юридическим последствиям (касаются неопределенного круга лиц в ходе проведения налогового контроля, имеют конкретное содержание, применяются неоднократно).
Помимо этого существует и много методических рекомендаций Банка России, которые, являясь актами мягкого права, не застрахованы от трансформации в обязательные нормы.
В заключение стоит отметить, что роль мягкого права на сегодняшний день является значимой, но при этом весьма неоднозначной. Складывается ситуация, в которой на основе рекомендательных актов мягкого права формируются многочисленные акты государственных органов, осложняющие правоотношения. Это затронуло, в частности, корпоративные отношения в РФ, и неизвестно, в каких сферах жизни общества подобное явление проявит себя в ближайшем будущем.
Не обладая характером обязательности и в связи с этим не входя в перечень источников права, рекомендательные акты приобретают в современном корпоративном праве все большее значение.
Указанная тенденция особенно проявляется в сферах правового регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности, для которых характерна дифференциация средств регулирования в связи с необходимостью наибольшей гибкости, а также по причине интеграции России в мировое сообщество, где «мягким» регулятивным источникам традиционно придается существенное значение.