Учитель, который дарил... Посвящается моему школьному учителю физики и всем Учителям. Скоро 1 сентября!

В преддверии 1 Сентября пишу. Не успеешь и оглянуться...
...Помню, когда учился в школе, этот учитель пользовался уважением старшеклассников. Не потому, что "многое позволял", а, скорее, наоборот, позволял немногое, но не слепыми и безапелляционными запретами, а тем, что на доступном и не всегда цензурном языке объяснял "логику и физику процессов жизни". Он преподавал физику, кстати.
Помню, как однажды, высмеивая в нас, здоровенных предвыпускных детинушек, за "детскость", он привел аргумент: "Вы же умные все! Из вас из армии никто рядовым не дембельнется, вы все вернетесь сержантами. Что же вы сейчас-то ни о чем не думаете?" Многие после этого стали задумываться над своими поступками и взвешивать решения...
Потом еще однажды сказал о каком-то научном факте, который освещался в прессе: "Это не факт! Посмотрите, где это опубликовано! В "Комсомольской правде"? А если бы это было опубликовано в "Мурзилке", вы тоже бы так легко поверили?" Первая половина 80-х... Опасно... Но с тех пор мы стали обращать внимание на источник информации...
Потом, однажды, когда один невнимательный шкодник, замкнув на себя электрическую цепь, колотился под напряжением, не раздумывая голыми руками снял с него оголенные провода – за "токонепроводящим" предметом некогда было бежать...
Курил у себя в подсобке... Разговаривал с учениками не как с детьми, а как с равными... И не перебарщивал никогда... Не особо "давил на сознательность"...
Не уверен, но мне кажется, он всю свою жизнь проработал этой школе. По крайней мере он мелькает на фотографиях и когда я был первоклашкой, и на фотках с моего выпускного...
Помню, когда я еще учился в девятом, местный комсомольский еженедельник опубликовал мои стихи... Тогда Учитель вызвал меня к себе в каморку-подсобку на "поговорить". Беседовали мы долго, сейчас не помню о чем. Но один момент запомнился: "Продолжай писать! И продолжай публиковать! Это хороший и честный способ зарабатывать деньги..."
Тогда, кстати, платили хорошо. Шестьдесят рублей гонорара за полдюжины стихов получил я по квитанции... Первая половина 80-х... Тогда же я и узнал, что сам Учитель занимается фотографией и публикуется во многих изданиях Советского Союза... Знал, о чем говорил...
...Потом был выпускной... Потом произошел развал Великой державы... Все это случилось быстро-быстро... Время ускорялось... Все быстрей, быстрей!.. Случалось потом всякое... Жизнь обернулась не такой сладкой конфеткой, как обещали остальные учителя, но слова именно того Учителя очень здорово и не раз помогали... И не только в физике...
...В следующий раз я его встретил, когда он... еще не был глубоким стариком, но выглядел очень сильно постаревшим... Я не про возраст... Хотя... внешне-то он выглядел столетним, а глаза... Глаза и взгляд были, как у молодого пацана – бесячьи юношеские искорки то и дело мелькали при разговоре... Он разговаривал со мной все также на равных, будто тогда, когда я был школьником... И сам молодел в этот момент...
...Мы присели на скамейку и, достав смартфоны, хвалились друг перед другом... Я – своими столярными деревяшками, а он... Он показал мне свои фотографии... Это не просто фотографии, а настоящие произведения искусства. Чтобы такое снять, мне кажется, мало уметь пользоваться техникой и мало желания, умения и даже опыта... Нужно было прожить жизнь с этим... Папка в смартфоне была со счетчиком, который показывал количество содержащихся в ней файлов – более двадцати тысяч... Я, к сожалению, не смогу их показать. Попросить "скинуть несколько" не хватило наглости... А жаль...
Та наша встреча состоялась несколько лет назад, когда "самозанятость" еще не была введена. И при разговоре мелькнуло: "А я не беру гонораров. Если мне заплатят, я потеряю в пенсии, ведь тогда я буду считаться "работающим пенсионером"... так что я всем редакторам так и говорю, что гонорара не надо... Дарю!"
Он их дарил. Как и те, из школьной поры, слова... Учитель...
У Вас есть такой Учитель, которого Вы часто вспоминаете?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
В нынешнее время Учителей с большой буквы встречается всё меньше и меньше.
учитель не только человек, дающий знания, но поддержка и опора. Тот, кто даёт мотивацию, воспитывает во мне аккуратность, стремление, старание, любознательность
Очень пронзительно
Спасибо! Как-то само так получилось.
Сейчас, к сожалению, статус учителей изменился, теперь они не учителя, а преподаватели, не учат, а доносят информацию обеспечивая порог успешности (тройка). Учителей той старой школы остается все меньше и меньше, тех кто учили, направляли, помогали. У молодых с горящими глазами и любовью к ученикам в нынешних реалиях очень быстро наступает выгорание и они уходят в репетиторы, там где нет огромного количества никому не нужных отчетов, претензий и ограничений. А как стимулирует учеников простая похвала, что они умные, только надо немного постараться, а не ежедневное в 9 классе "Вы не достойны 10 класса, ваш максимум - техникум"
Автору респект за душевные воспоминания.
Я тоже вспомнил моменты из далёких школьных лет. По странному совпадению, тоже учительница физики. Я учился в русской школе г. Тбилиси. Город многонациональный, поэтому были грузинские, русские, армянские школы. В нашей школе учились дети грузин, армян, курдов, евреев и др. (Я - туркмен). В школьные годы (1965) мы на национальность не обращали внимание. Мой класс (выпускной) и был сборной солянкой.
Так вот, учительница по физике, каждый урок начинала с задачи для поступающих в ВУЗы. Своё отношение к ученикам моего класса она высказала сразу, на 1 уроке. Она любит детей военных, а остальных нет, - за внешний вид и слабую успеваемость. Конечно, в те годы дети военных учились лучше и одевались в более новое и аккуратное. Мы, дети работяг, этим похвастаться не могли. Так вот, записав задачу на доске, она выжидала некоторое время и вызывала к доске сына офицера. На "чернь" она красноречиво не смотрела. Я особо успевающим не был, но отношение учительницы меня задело. Я стал дома уделять этой физике больше внимания, и в очередной раз первым решил задачу и поднял руку. Учительница недоумённо на меня глянула, типа - в чём дело. Я сказал, что решил. Она вызвала меня и удивилась, что решил правильно.
Мораль. Я этой учительнице благодарен до сих пор за то, что она меня разбудила.
Несколько слов об УЧИТЕЛЕ. Вот поступил вчерашний школьник в ВУЗ на учителя географии, к примеру. Он что, обращает особое внимание на предмет " Психология ученика"? Думаю - нет, - это же не география. А много школьников слышали слово психология? Скорее всего, - нет. Отсюда и получается то, что получается. Да и вообще, физику в ВУЗах изучают многие, а Эйнштейнов и Курчатовых - единицы. Аналогично и в школах, единицы становятся Сухомлинскими и Макаренко. Поэтому родителям с учителями не надо бодаться, а подойти к ним ласково и найти взаимоприемлемое решение, ради наших детей. Это же важно!
Спасибо Вам за такой развернутый отклик!