Полинкевич Владимир Алексеевич
Полинкевич В.А. Подписчиков: 226
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2198

Масштабное психологическое исследование предлагает беспрецедентный взгляд на то, как переплетаются личность и интеллект

2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В новом комплексном исследовании представлены доказательства взаимосвязи различных личностных качеств и когнитивных способностей. Это означает, что если человек хорошо справляется с определенной когнитивной задачей, то это может дать подсказку о его личностных качествах, и наоборот.

Например, способности к математике могут указывать на более открытый подход к новым идеям, но при этом могут быть связаны с более низким уровнем вежливости. Эти связи могут помочь нам понять, почему люди отличаются друг от друга по своему мышлению и поведению.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Известно, что как черты личности, так и когнитивные способности предсказывают различные важные модели поведения, результаты, предпочтения и даже факторы, связанные со здоровьем. Однако, несмотря на их индивидуальную значимость, взаимодействие и связь между этими двумя областями изучены сравнительно мало.

Исследователи поставили перед собой задачу устранить этот пробел в знаниях, проведя крупномасштабный метаанализ, обобщающий данные о связях между когнитивными способностями и личностными характеристиками. Они хотели получить полное представление о том, как эти области взаимодействуют и влияют друг на друга, что может иметь значение для различных научных теорий, исследований и практических мероприятий.

"Черты личности и когнитивные способности являются основой индивидуальности", - сказал соавтор исследования Кевин Станек (Kevin C. Stanek), возглавлявший лабораторию личности и интеллекта в Университете Миннесоты (University of Minnesota-Twin Cities), а в настоящее время являющийся руководителем глобального подразделения по анализу персонала в компании Gilead Sciences.

"Сосредоточение внимания исключительно на когнитивных способностях или личностных характеристиках ограничивает возможности исследования, понимания и применения. Многие исследования, научные теории и реальные вмешательства предполагают, что эти области независимы, но это не так. Картирование архитектуры отношений между личностью и интеллектом позволяет не только получить научные знания и практическое применение, но и выявить глубоко укоренившиеся закономерности в человеческом разнообразии. Предоставляя ученым, педагогам и политикам карту отношений личности и способностей с высоким разрешением, данное исследование предлагает нам более целостно подойти к изучению человеческого потенциала".

"В личном плане нам было интересно исследовать пересечение этих фундаментальных областей психологии, чтобы понять, сможем ли мы собрать панорамную картину их взаимоотношений на протяжении столетия, стран, мер, демографических показателей и миллионов людей", - пояснил Станек. "Эти области не только помогают нам лучше понять самих себя, но и предсказывают важные жизненные результаты - от здоровья до развода, от богатства до спортивных достижений, от производительности труда до продолжительности жизни и т.д. Тысячи исследований были проведены по этим двум доменам, но никто не заходил так далеко назад, чтобы всесторонне изучить их связи".

Для проведения данного исследования ученые использовали систематический подход к поиску и сбору соответствующей научной информации. Был проведен обширный поиск по различным базам данных, включая электронные базы данных, каталоги диссертаций, региональные базы данных и другие источники. Для обеспечения полного охвата литературы использовался широкий спектр ключевых слов, относящихся как к личностным характеристикам, так и к когнитивным способностям.

Для включения исследований в анализ применялись специальные критерии, такие как наличие бивариационных связей между людьми, на индивидуальном уровне, наблюдаемых. Исключались исследования с определенными характеристиками, например, исследования с участием детей младше 12 лет, пациентов психиатрических клиник, эксперименты с манипуляциями, которые могли бы повлиять на показатели личности или когнитивных способностей, а также исследования с контрастными/экстремальными группами.

В общей сложности были собраны данные из 1325 исследований, в которых приняли участие более 2 млн. человек из разных демографических групп и разных регионов мира. Такой обширный массив данных позволил провести количественный анализ взаимосвязей между 79 личностными конструктами, связанными с системой "Большой пятерки", и 97 когнитивными способностями.

Структура личности "Большая пятерка", известная также как пятифакторная модель (ПФМ), является широко признанной и подробно изученной психологической моделью, направленной на описание и классификацию личностных качеств человека. Она объединяет черты личности в пять широких измерений или факторов, которые отражают фундаментальные аспекты индивидуальных различий в личности.

Открытость опыту описывает, открыт ли человек для новых идей или предпочитает привычные вещи. Совестливость описывает, насколько человек организован и ответственен. Экстраверсия описывает, насколько человек общителен и любит находиться в окружении других людей или предпочитает одиночество. Соглашательство характеризует, насколько человек доброжелателен и готов сотрудничать с другими людьми. Наконец, нейротизм отражает, насколько сильно человек испытывает негативные эмоции, такие как беспокойство или печаль.

"Данное исследование предлагает беспрецедентный взгляд на то, как переплетаются личность и интеллект", - сказал Станек в интервью PsyPost. "Оно представляет собой наиболее полное исследование связей между личностными чертами и когнитивными способностями, синтезирующее данные тысяч исследований и миллионов людей. Мы подтвердили не только ожидаемые связи, такие как связь между открытостью и интеллектом, но и обнаружили менее очевидные связи с нейротизмом, экстраверсией и добросовестностью".

Черты, связанные с открытостью, положительно коррелировали с когнитивными способностями. Черты, связанные с интеллектом (такие как любопытство и идеи), положительно коррелировали с когнитивными способностями, особенно с вербальными и количественными. Черты, связанные с опытом (такие как фантазия и эстетика), имели более слабую корреляцию с когнитивными способностями.

"Как и ожидалось, между многими когнитивными способностями и непредвзятостью (т.е. восприимчивостью к новым идеям) существуют устойчивые положительные связи. Любопытство, удовольствие от обдумывания идей и более широкое мышление коррелировали с целым рядом когнитивных способностей, - пояснил Станек.

Черты, связанные с экстраверсией и отражающие взаимодействие с внешним миром, показали различную корреляцию с когнитивными способностями. Фасет экстраверсии, связанный с активностью, положительно коррелировал с когнитивными способностями, включая общие умственные способности и скорость обработки информации. Другие аспекты экстраверсии имели более спорадические связи с когнитивными способностями

Существует психологическая черта, называемая "активность", которая является одной из граней экстраверсии", - пояснил Станек. "Активные люди энергичны, полны энтузиазма и быстро двигаются. Им нравится быть занятыми и жонглировать множеством дел, что часто проявляется в стремлении к взаимодействию с окружающим социальным миром". Активность показала сильную положительную связь с несколькими когнитивными способностями, что свидетельствует о том, что активные и энергичные люди лучше владеют различными когнитивными способностями".

"В первую очередь это обширные знания, эффективное запоминание и улучшенная обработка информации. Независимо от темы, активные люди, как правило, знают о ней больше. Это может быть связано, по крайней мере, с быстротой обработки стимулов и извлечения информации из долговременной памяти. Полученные результаты резко контрастируют с распространенным стереотипом об интеллектуалах, запертых в своих комнатах. Напротив, полученные результаты свидетельствуют о том, что высокоэнергичные люди обладают высокой умственной работоспособностью, что позволяет им быстро ориентироваться в сложных ситуациях, имея под рукой богатый банк знаний".

Черты, связанные с соглашательством и умением ладить с окружающими, имели более слабую связь с когнитивными способностями. Однако аспекты сострадания (позитивный) и вежливости (негативный) проявили себя отчетливо. Сострадание положительно коррелировало с когнитивными способностями, а вежливость - отрицательно.

"Одно из неожиданных открытий нашего исследования касается двух аспектов соглашательства: сострадания и вежливости", - сказал Станек. "Психологи считают, что сострадание - это готовность тратить энергию на помощь другим, способствуя благополучию группы, что, в свою очередь, создает личную социальную защиту. С другой стороны, вежливость - это следование социальным правилам взаимодействия с другими людьми. Хотя может показаться, что это две стороны одной медали, данное исследование показывает, что они связаны с когнитивными способностями по-разному".

"Возможно, изучение социальных правил является средством компенсации низкой способности воспринимать сложность мира в одиночку. С другой стороны, вежливость может отвлекать наши когнитивные ресурсы на контроль поведения, чтобы избежать грубости или конфронтации. Аналогично, если слишком много умственной энергии тратится на поддержание социальной вежливости, это может отвлекать от способности накапливать знания в других областях".

Черты, связанные с сознательностью, самодисциплиной и организованностью, в целом положительно коррелируют с когнитивными способностями. Трудолюбие, надежность и организованность имели различную связь с различными когнитивными способностями. Осторожность отрицательно коррелировала с приобретенными знаниями.

"Аспект трудолюбия в совестливости и аспект покладистости в соглашательстве положительно коррелируют со многими видами знаний", - сказал Станек. То есть, чем более трудолюбивы (читай: трудолюбивы) и сострадательны люди, тем лучше у них вербальные (например, словарный запас) и количественные (математические) знания". Эта тенденция не ограничивается только вербальными и количественными знаниями - большинство других изученных областей приобретенных знаний показали тесную связь с этими чертами личности".

"Что это означает? Если представить себе, что эти черты характера являются личными проводниками, которые на протяжении десятилетий инвестируют присущие им когнитивные способности (например, мышление, память, визуализацию) в приобретение новых знаний. По сути, если вы трудолюбивы и сострадательны, то, скорее всего, вам лучше удастся преобразовать свои необработанные таланты в конкретные знания и навыки. Это открытие позволяет предположить интересную связь между чертами личности и тем, как мы учимся".

Черты, связанные с невротизмом, который подразумевает отрицательные эмоции, в целом отрицательно коррелировали с когнитивными способностями. Корреляции были скромными на уровне глобального нейротизма, но более сильными на уровне аспектов и фасетов. Например, депрессия, вспыльчивость, подозрительность и тревожность имели значительные отрицательные корреляции с когнитивными способностями.

"Людям с высоким уровнем депрессии или тревожности, как правило, труднее накапливать знания или логически рассуждать", - сказал Станек в интервью PsyPost. "Будь то сбор головоломки с помощью индуктивных рассуждений или выводы на основе известных фактов, эти способности, по-видимому, страдают, когда эмоции находятся во главе угла".

"Более того, эмоционально неустойчивые люди могут быть подозрительны к окружающим и быстро реагировать на них сильными, часто негативными чувствами. Такая эмоциональная турбулентность может негативно сказаться на способности человека регулировать психологические процессы, в том числе и когнитивную деятельность. Другими словами, эмоционально неустойчивым людям сложнее сосредоточиться, запомнить что-то или решить проблему - ключевые компоненты когнитивной деятельности".

Эти связи между личностью и когнитивными способностями могут иметь общие основополагающие факторы, такие как генетика, работа мозга, культура, образование и т.д. Понимание этих связей может помочь исследователям выявить скрытые причины, влияющие как на личность, так и на когнитивные способности.

"Знание того, как связаны личность и интеллект, позволяет нам задуматься над гораздо более глубоким вопросом - почему", - сказал Дениз Онес, соавтор исследования и профессор психологии Университета Миннесоты. "Эти результаты революционизируют наше понимание человеческого разнообразия и индивидуальности. Только познав себя, мы сможем полностью раскрыть свой потенциал".

Станек предложил несколько потенциальных направлений для будущих исследований.

"Наше исследование представляет собой сокровищницу данных, которая, как мы надеемся, вдохновит новые направления исследований", - пояснил он. "Исследователи должны продолжить изучение малоизученных связей и расширить наш набор данных, включив в него другие аспекты человеческой психологии, такие как личные интересы и ценности".

"Наше исследование дает представление о захватывающей картине пересечения личностных качеств и когнитивных способностей", - добавил Станек. "Но одинакова ли эта картина во всех группах людей? В будущем необходимо изучить, насколько наши выводы справедливы для конкретных групп населения, таких как люди с психическими расстройствами, дети или пожилые люди. Нам также интересно узнать, как эти связи могут меняться у отдельных людей с течением времени, что является интересной задачей для лонгитюдных исследований".

Новые результаты являются итогом многолетней работы.

"Это исследование не финансировалось и поэтому было бы невозможно без вклада тысяч исследователей, библиотекарей, переводчиков и организаций, а также нашей команды из более чем 30 научных ассистентов, которые в течение пяти лет работали над составлением и кодированием десятков тысяч величин эффектов, которые внесли свой вклад в это исследование", - пояснил Станек. "Мы безмерно благодарны за то, что работаем с такими талантливыми коллегами на пути к научным открытиям".

Хотя это и не было предметом исследования, Станек и его команда также заметили, что способы изучения личности остаются довольно схожими на протяжении десятилетий.

"Удивительно, что методы, используемые сегодня, по сути, те же, что и 100 лет назад для изучения личности (т.е. в основном люди отвечают на вопросы о том, насколько то или иное утверждение описывает их) и когнитивных способностей (т.е. в основном люди вычисляют числа, определяют слова, манипулируют формами и узорами)", - сказал исследователь в интервью PsyPost. "Инновационные методы, такие как сенсоры, цифровой выхлоп и генеративный ИИ, позволят взглянуть на такие извечные темы, как личность и интеллект, но при этом многократно увеличить объем данных, повысить их точность и сократить усилия/стоимость их получения".

"Помимо статьи в Proceedings of the National Academy of Sciences, у нас также есть веб-сайт, на котором можно взаимодействовать с результатами, а также готовящаяся к выходу книга, которая должна появиться в ближайшие пару месяцев", - добавил Станек.

https://www.psypost.org/2023/08/massive-psychology-study-offers-an-unprecedented-look-into-how-personality-and-intelligence-intertwine-167881

Понравилась публикация?
16 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Обратная сторона любви

Жизнь Аллы с бабушкой Галей напоминала службу в армии с очень любящим, но слегка параноидальным командиром. У бабушки в голове хранилась идеальная карта мира Аллиного детства. У неё внутри, видимо,...

Ты не боишься любви. Ты боишься повторения

Ты не боишься любви. Ты боишься повторения прошлого. Старые шрамы диктуют осторожность. И сердце дрожит не потому, что ты не хочешь счастья. А потому, что прошлое оставило предательство, боль, пустоту.

А, чего, собственно, многие боятся Макса?

Недавно в интернете появился мессенджер МАКС — и вокруг него сразу поднялась небывалая шумиха. Я, не раздумывая, зарегистрировался в нём с первых дней запуска. Вскоре от знакомых я услышал тревожные слухи:

Почему мы любим не человека, а образ в голове

Любовь и привязанность — это не только романтика и страсть. Это ещё и наши ожидания, привычки и страхи. Идеализация партнёра. Мы видим его через «розовые очки» и ждём, что он оправдает все наши фантазии.

Почему мы продолжаем дружить, даже когда сложно

Дружба редко возникает «просто так». За каждым тёплым разговором, спонтанными встречами и многолетними переписками стоят целые психологические механизмы, которые делают нас ближе — и удерживают рядом. 1.

Как перестать откладывать жизнь на потом

Мечта — это то, что заставляет нас чувствовать вдохновение, предвкушение и внутренний подъём. Но парадокс в том, что именно мечты мы чаще всего отправляем в долгий ящик. Мы откладываем их на потом,...

Как избавиться от тяжёлого прошлого без боли

Обида — это чувство, которое знакомое каждому из нас. Мы злимся, расстраиваемся и чувствуем несправедливость, когда кто-то нас задел. Но держать обиду внутри — всё равно что носить тяжёлый рюкзак с камнями:...

Чужая зависть как зеркало: что она отражает

Зависть — чувство, которое все мы встречаем в жизни. Но как мы на неё реагируем? Игнорируем. Иногда проще просто не обращать внимания на зависть, чем объяснять свои достижения. Сочувствуем. Мы понимаем,...