Звукорежиссёру Жану-Мишелю Жарру исполнилось 75 лет .
Париж (AP) – От «Oxygène» до «Oxymore»: между альбомами прошло не только более 40 лет, но и целые миры. Своими инструментальными синтезаторными мелодиями Жан-Мишель Жарр произвел революцию в музыкальном мире в 1976 году и совершил международный прорыв как крестный отец электронной музыки. В 2022 году он написал один из первых альбомов с так называемыми звуками на 360 градусов: звуками и мелодиями, доносящимися со всех сторон – сверху и снизу, справа и слева.

Новые звуковые системы, метавселенная, виртуальная реальность: музыкант и композитор, которому в этот четверг (24 августа) исполняется 75 лет, всегда опережал свое время. В интервью Немецкому агентству печати он сказал, что для него большая честь стать свидетелем и актером трех революционных моментов в истории музыки. И исполнил: зарождение электронной музыки, появление цифровой эпохи и начало иммерсивных звуков.
Он всегда опережал свое время
Жарр оправдывает свое имя авангардиста уже более 40 лет. Есть люди, которые не осмеливаются покидать свою зону комфорта, сказал он газете Nice-Matin. Ему неинтересно делать то, что он делал двадцать или больше лет назад.
Так что артист, родившийся в Лионе в 1948 году, всегда держит нюх наперед: во времена диско и панк-рока он сочинил и выпустил инструментальный альбом серьезной музыки под названием «Oxygène». Он был опубликован во Франции небольшим первым тиражом в декабре 1976 года, а затем во всем мире в июле 1977 года. Сегодня, когда продано более 18 миллионов альбомов, это самая успешная французская пластинка всех времен. С начала своей карьеры он продал более 85 миллионов альбомов.
За «Кислородом» последовали «Равноденствие» и «Магнитные поля», проданные миллионами. Затем он проявил большую готовность к экспериментам в «Зулуке» 1984 года. Впервые он более интенсивно работал с обрывками языка разных этнических групп, которые отчуждал и перерабатывал в звуковые коллажи.
Также новым было использование приглашенных музыкантов - что он позже использовал в Electronica 1 и Electronica 2, выпущенных в 2015 и 2016 годах соответственно. Он объединил таких выдающихся артистов, как Massive Attack, Пита Таунсенда и Моби. Как он рассказал порталу Planet Interview, у него было очень личное представление об этих музыкантах, которых он хотел озвучить.
Гигантское зрелище
Он был одним из первых, кто попал в заголовки газет с мегаконцертами в необычных местах. «Пойти на концерт и посмотреть, как кто-то стоит за клавиатурой или ноутбуком, — это не сексуально и не впечатляюще», — сказал он
Таким образом, он стал первым западным музыкантом, выступавшим в Китае после смерти Мао Цзэдуна в 1981 году. По случаю визита Папы Иоанна Павла II в 1986 году он выступал в своем родном городе Лионе, а в Египте играл перед пирамидами Гизы. Его гигантские музыкальные и световые шоу привлекли миллионы зрителей, например, в 1990 году в парижском банковском и высотном районе Ла-Дефанс. Более двух миллионов человек выступили против парижской триумфальной арки.
Он ныряет в виртуальные миры в образе аватара.
Звукорежиссер собрал рекордное количество зрителей своим живым реалити-концертом в Нотр-Даме 31 декабря 2020 года. «Добро пожаловать на другую сторону» — так назывался 45-минутный виртуальный концерт. Жарр выступал вживую с 23:25 в студии недалеко от Нотр-Дама, а его аватар также появился в 3D-реконструкции готической церкви, пострадавшей в результате крупного пожара в апреле 2019 года.
Жарр верит в виртуальную реальность как в собственный и полноценный способ выражения. Сегодня виртуальная реальность предназначена для живых представлений тем же, чем кино было для театра в первые дни его существования. «Когда 125 лет назад было изобретено кино, актеры также не играли и не говорили прямо перед аудиторией», - сказал он.
Для своего альбома «Oxymore», выпущенного в 2022 году, он создал воображаемый город Оксивилл, где можно гулять, танцевать и ощущать Жарра как аватара на клавиатуре. По словам Жарра, было увлекательно и в то же время сбивает с толку то, как быстро он забыл об аспекте аватара и погрузился в виртуальный мир.
«Оксимор» уже не имеет много общего с классикой Жарра «Кислород» и «Равноденствие». Вместо попсовых электронных звуков и приятных звуков органного фазера со всех сторон раздаются трансформированные голоса и грубые секвенции. И все же его последний альбом, так сказать, прошел полный круг: со своим звуком на 360 градусов и виртуальными концертами Жарр остается пионером.