Гора Фудзи в беде: как самая высокая вершина Японии стала жертвой чрезмерного туризма
Гора Фудзи, Япония
Это сцены, которые мало кто может ассоциировать с самой высокой вершиной Японии: пробки на дорогах, предгорья, заваленные мусором, и неподобающе одетые туристы, некоторые из которых пытаются подняться в сандалиях.
Но эти достопримечательности слишком знакомы Михо Сакурай, ветерану-рейнджеру, патрулирующему склоны горы Фудзи последние семь лет.
«Сейчас на горе определенно слишком много людей; эти цифры намного выше, чем раньше», — сетует Сакураи.
Когда в 2013 году гора Фудзи была добавлена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, Международный совет по памятникам и достопримечательностям (ИКОМОС), консультативный орган ЮНЕСКО, призвал горных чиновников контролировать толпу.
Однако, по данным правительства префектуры Яманаси, количество посетителей популярной пятой туристической станции горы увеличилось более чем вдвое: с двух миллионов в 2012 году до более пяти миллионов в 2019 году.
Эксперты говорят, что количество альпинистов на горе Фудзи резко снижается из-за большого скопления людей.
А с тех пор, как всего пару месяцев назад, в июле, открылся ежегодный сезон восхождений, вершину достигли около 65 000 туристов, что на 17% больше, чем в 2019 году.
Чиновники говорят, что туристический бум после Covid привел к тому, что на гору, расположенную между японскими префектурами Яманаси и Сидзуока, приехали еще тысячи человек. А поскольку в этом году гора Фудзи отмечает 10-летие своего включения в список ЮНЕСКО, они опасаются, что экологическая ситуация достигла «критической точки».
«Чрезмерный туризм – и все вытекающие из него последствия, такие как мусор, рост выбросов CO2 и безрассудные туристы – это самая большая проблема, с которой сталкивается гора Фудзи», – говорит Масатаке Идзуми, правительственный чиновник префектуры Яманаси и эксперт по знаменитой вершине.
Ясуёси Окада, президент ИКОМОС Японии, сообщил, что «чтобы сохранить священность» горы Фудзи и ее ценность как объекта всемирного наследия, «необходимо решить проблему чрезмерного туризма».
«Как Диснейленд»
Толпы туристов направляются на вершину горы Фудзи, чтобы встретить восход солнца.
Из 10 туристических станций горы Фудзи пятая (называемая «Гогоме») расположена примерно на полпути к горе высотой 3776 метров (12 388 футов). По словам Изуми, сюда приезжают 90% посетителей горы, большинство из которых ездят на автобусах, такси и электромобилях из Токио по горной дороге Fuji Subaru Line.
«Построенная почти 60 лет назад, в эпоху автомобилизации Японии, линия Fuji Subaru Line предоставила посетителям и семьям прямой доступ к точке на полпути к вершине горы. Это позволило людям по всей стране увидеть гору Фудзи», — говорит Изуми.
Сегодня, когда туристы направляются на пятую станцию из Токио на этой линии, они на короткое время слышат народную песню, когда их автомобиль проходит мимо набора датчиков на дороге.
Написанная Сазанами Ивая в 1911 году книга «Фудзи-но Яма», или «Гора Фудзи», прославляет популярное туристическое направление. В текстах песни подчеркивается величие горы Фудзи, называя ее «величайшей горой Японии», поскольку она «высовывает голову из облаков», «одетая в снежное кимоно».
Из 10 туристических станций горы Фудзи пятая (называемая «Гогоме») принимает 90% посетителей горы.
Эти тексты резко контрастируют с реальностью на местах: эксперты говорят, что альпинистский опыт на горе Фудзи резко снижается из-за большого скопления людей.
Изуми, представитель Яманаси, говорит, что посетители больше не могут добираться до пятой станции на личных автомобилях, если они не полностью электрические, но это привело к тому, что на станцию доставляется больше автобусов, доставляющих большие группы посетителей.
По его словам, толпы туристов также подвергают все большему давлению ограниченные горные туалеты и четыре медицинских пункта.
На оживленной пятой станции, когда автобусы с туристами устремляются к тропе Ёсида – самому популярному из четырех горных маршрутов – Томоё Такахаси, сотрудник фонда сохранения горы Фудзи, призывает их пожертвовать 1000 иен (7 долларов) на поддержание чистоты горы.
«Здесь как в Диснейленде, потому что здесь слишком много людей», — рассказала она. «Не все платят 1000 иен, и это меня расстраивает. Обязательная плата за вход должна быть намного выше, чтобы приходили только те посетители, которые по-настоящему ценят наследие горы Фудзи».
Неуправляемый поход
По словам Кийотацу Ямамото, специалиста по национальным паркам и горе Фудзи из Токийского университета, опыт альпинизма особенно снижается у более опытных туристов.
Чиновники говорят, что туристический бум после Covid в этом году привлек на гору тысячи дополнительных туристов.
«Заторы и пробки на горных тропах являются основным источником недовольства среди альпинистов, поскольку туристы, желающие увидеть восход солнца, собираются возле вершины, и им требуется четыре часа, чтобы подняться на участок, который раньше преодолевался за два часа. ," он говорит.
Вито Фунг Ю Тин, турист из Гонконга, говорит, что забронировал ночь в горном домике как минимум за три месяца до посещения Фудзи.
«Мне так повезло, что я получил место», — рассказал он после возвращения с вершины Фудзи. «Я знал, что на вершине будет очень многолюдно, поскольку перед приездом посмотрел несколько видеороликов на YouTube, но оно того стоило».
Но не все планируют заранее. Например, риск высотной болезни и переохлаждения увеличился из-за тенденции, называемой «пулевое восхождение», при которой туристы начинают восхождение ночью, продвигаясь до рассвета, не оставаясь в горном домике для акклиматизации своего тела к воздуху. Давление, - говорит Сакураи, рейнджер горы Фудзи.
Ямамото добавляет, что некоторые неопытные туристы даже спят в туалетах, чтобы согреться, выбрасывают альпинистское снаряжение на тропе или разбивают лагерь в запрещенных зонах.
От количества к качеству туризма
На протяжении многих лет принимались контрмеры для защиты горы Фудзи.
Например, в период с 2004 по 2018 год волонтеры из Fujisan Club, некоммерческой организации, занимающейся сохранением горы Фудзи, провели 992 мероприятия по уборке у подножия вершины, в которых 74 215 участников собрали 850 тонн мусора.
В прошлом году группа начала патрулировать мусор с помощью электрических велосипедов, оснащенных камерами, которые фиксируют данные GPS и создают карты, на которых показаны типы и количество мусора в районе.
«Это первая в мире попытка патрулирования мусора с использованием электронных велосипедов и искусственного интеллекта», — рассказал Нанаи Тацуо, волонтер клуба Fujisan.
Сезон восхождений на Фудзи 2023 года завершился 10 сентября.
Чтобы улучшить качество обслуживания посетителей, чиновники ограничили количество альпинистов на популярной тропе Ёсида до 4000 в день, говорит Ямамото, специалист по национальным паркам.
Однако на практике достижение этой цели является непростой задачей.
В отличие от США, национальные парки и объекты всемирного наследия в Японии не имеют ворот, не пропускающих посетителей. Для блокирования дорог для туристов необходимы законы и постановления местных органов власти, а это означает, что прогресс на этом фронте идет медленно, говорит он.
Ямамото предложил создать систему, согласно которой только посетители, забронировавшие парковочное место, или альпинисты, забронировавшие место в одном из девяти домиков, получают разрешение на восхождение на гору Фудзи.
Между тем, Изуми говорит, что местное правительство хочет радикально изменить способ доступа людей к горе.
Возможные варианты включают строительство системы легкорельсового транспорта поверх дороги Fuji Subaru Line, предотвращающей движение автомобилей и автобусов по пути к пятой станции.
Изуми считает, что контролировать толпу будет проще, когда людям придется покупать билеты на поезд, а время отправления и прибытия будет устанавливать местное правительство. Он также предложил организовать в поездах лекции, на которых люди узнают о горе Фудзи и о том, как правильно подняться на гору.
«Фудзи-сан кричит от боли. Мы не можем просто ждать улучшения; нам нужно бороться с чрезмерным туризмом сейчас», — говорит он.
Статья: Пенсионеры в минусе. Экономист Сафонов предлагает другой механизм индексации страховых пенсий,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: Детское пособие хотят увеличить до 60% от среднего заработка,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: С 1 января 2025 года в России в 2 раза выросли пени за долги по ЖКУ,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: Развели на 330 тыс. после обращения в центр помощи участников СВО. А ведь звонила по номеру, показанному на пресс-конференции Путина,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: Всего 50 граммов в день: врач назвала допустимую норму мнимой радости,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе