Дисциплинарное взыскание подлежит отмене при не разъяснении военнослужащему его прав и обязанностей во время разбирательства
Дисциплинарное взыскание должно быть отменено в случае не разъяснения привлекаемому к дисциплинарной ответственности военнослужащему его прав и обязанностей.
Права военнослужащего, который привлекается к дисциплинарной ответственности, перечислены в статье 28.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»: военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, который привлекается к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка - с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов. В качестве защитника к участию в производстве по материалам о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Права военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, принимающего участие в судебном рассмотрении указанных материалов, устанавливаются Федеральным законом от 1 декабря 2006 года N 199-ФЗ
«О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».
В настоящее время на законодательном уровне, а также действующими общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, приказами Министра обороны Российской Федерации не предусмотрен порядок разъяснения прав и обязанностей привлекаемому к дисциплинарной ответственности военнослужащему, но это не повод игнорировать данную процедуру.
О необходимости разъяснять военнослужащему права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и общевоинскими уставами, косвенно указывается только через форму протокола о грубом дисциплинарном проступке (приложение №8 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации). В форме протокола предусмотрена следующая графа:
Военнослужащему __________________________________________________
(воинское звание, фамилия и инициалы)
разъяснены права и обязанности, предусмотренные
законодательством Российской Федерации и общевоинскими уставами
Причем, в случае привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности за негрубый дисциплинарный проступок о необходимости разъяснять ему права и обязанности вообще нигде не указано, даже косвенно через форму протокола, так как её не существует. В данном случае мы имеем дело с правовым пробелом, который может стать почвой для злоупотребления своими полномочиями или халатного отношения к своим обязанностям должностных лиц, проводящих разбирательство по дисциплинарному проступку.
Рассмотрим протокол о грубом дисциплинарном проступке подробнее. Из смысла содержания формы протокола (приложение №8 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации) не ясно, в какой момент разбирательства по грубому дисциплинарному проступку должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и общевоинскими уставами. При этом пунктом 7 статьи 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что лицо ответственное за проведение разбирательства по окончании разбирательства по факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы грубого дисциплинарного проступка, составляет протокол о грубом дисциплинарном проступке (если грубый дисциплинарный проступок совершен группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, протокол о грубом дисциплинарном проступке составляется в отношении каждого военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, участвовавшего в совершении этого дисциплинарного проступка). Таким образом, отметка о разъяснении прав и обязанностей в протоколе проставляется также по окончании разбирательства, но это лишь отметка о некотором процессуальном действии со стороны лица ответственного за проведение разбирательства. А само разъяснение прав и обязанностей, как действие должностного лица, проводящего разбирательство, должно произойти до момента заполнения протокола, а именно до первого совершения какого-либо процессуального действия, например, до момента дачи первого объяснения. Несвоевременное разъяснение (или не разъяснение) прав и обязанностей военнослужащему, привлекаемому к дисциплинарной ответственности, лишает его возможности в полной мере реализовывать свои права, как лица привлекаемого к ответственности, в данном случае к дисциплинарной.
Из смысла содержания пунктов 3-5 статьи 28.6 Федерального закона
«О статусе военнослужащих» можно сделать вывод, что к участникам разбирательства, помимо должностного лица, ответственного за проведение разбирательства, относятся:
-военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, привлекаемые к дисциплинарной ответственности;
-лица, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности;
-специалисты - лица, обладающие специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле.
Разъяснение прав и обязанностей выше перечисленным лицам должно происходить непосредственно перед получением объяснений, перед постановкой вопросов специалисту и в других необходимых случаях.
Объяснения, как показывает практика, даются в начале разбирательства, то есть до проставления отметки о разъяснении прав и обязанностей в протоколе о грубом дисциплинарном проступке (приложение №8 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации). В случае негрубого дисциплинарного проступка фиксация о разъяснении прав и обязанностей не регламентирована.
Что должно быть разъяснено перед дачей объяснения (постановкой вопросов специалисту)? Для начала необходимо осознать разницу между сообщением (прочтением вслух) лицом, проводящим разбирательство прав и обязанностей и их разъяснением лицу, привлекаемому к ответственности. Разъяснение – форма доведения информации, при реализации которой допускаются уточняющие вопросы, на которые необходимо ответить. Например, если военнослужащему зачитали право на обжалование без подробностей, то следует задать уточняющий вопрос как именно реализовать данное право, к какому должностному лицу обращаться, в какие сроки, в какой суд и т.д. Если ответ не последует, то разъяснение не состоялось, а такой факт особенно ценен для последующего обжалования, если при этом присутствуют свидетели и (или) ведется аудио-, видеозапись. В целях фиксации процессуального нарушения в виде недостаточного (не состоявшегося) разъяснения прав и обязанностей, не стоит оказывать помощь лицу проводящему разбирательство, делая немедленные замечания о нарушениях, иначе нарушения будет исправлены на месте. О нарушении целесообразно сообщить позже, а пока запомнить (незаметно записать в блокнот) обстановку в момент нарушения (время, место, свидетели, камеры видеонаблюдения и т.д.). Законом и общевоинскими уставами не определен конкретный перечень прав и обязанностей, которые должны разъясняться при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, поэтому остановимся на основных. Военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, привлекаемому к дисциплинарной ответственности должны разъясняться следующие нормы:
-Статья 51 Конституции Российской Федерации: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (пункт 10 статьи 11 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»: супруг (супруга), отец (мать), отец (мать) супруга (супруги), сын (дочь), родной брат (родная сестра) или лица, на воспитании которых находился военнослужащий);
-Часть 1,2 статьи 46 Конституции Российской Федерации: Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд;
-Статья 28.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»: Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, который привлекается к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка - с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов. В качестве защитника к участию в производстве по материалам о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Права военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, принимающего участие в судебном рассмотрении указанных материалов, устанавливаются Федеральным законом от 1 декабря 2006 года № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»;
-Пункты 7, 9 статьи 28.2. Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»: Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу. Привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было назначено, а также от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершения противоправного действия (бездействия). Возмещение вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами;
-Пункт 9 статьи 28.8 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих»: Военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в отношении которого составлен протокол о грубом дисциплинарном проступке, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Указанный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, имеет право представить замечания по содержанию протокола в письменной форме, которые прилагаются к протоколу. О наличии указанных замечаний лицом, составившим протокол, делается запись в протоколе;
-Статья 83 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации: Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.
Представляется, что это не исчерпывающий список прав и обязанностей.
Командирам на заметку: рекомендуется фиксировать разъяснение прав и обязанностей военнослужащему, привлекаемому к дисциплинарной ответственности до начала проведения любого мероприятия разбирательства (взятие объяснения, применение мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке и т.п.).
Для успешного обжалования неправомерно наложенного дисциплинраного взыскания необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
-нельзя сообщать лицу, проводящему разбирательство о том, что права и обязанности не разъяснили;
-протокол о грубом дисциплинарном проступке не подписывать, кроме графы за получение копии и только в момент её получения;
-к заполненному протоколу о грубом дисциплинарном проступке потребовать приложить свое объяснение следующего содержания: с предъявленным обвинением в совершении (грубого) дисциплинарного проступка не согласен. Других объяснений не давать;
-запомнить свидетелей происходящего, время и обстановку;
-добиться получения копии протокола. Если её не выдали под подпись, необходимо, обратиться с письменной жалобой в виде рапорта на имя воинского должностного лица, в подчинении которого находится лицо проводящее разбирательство;
-при составлении вспомогательных актов, потребовать проставить в них точное время;
-выяснить где должны были находиться свидетели на самом деле (для нейтрализации лжесвидетелей, которые в будущем могут дать показания о том, что права и обязанности якобы разъяснялись);
Лжесвидетели, также могут участвовать в подписании акта об отказе подписи в протоколе и (или) акта о разъяснении прав и обязанностей. Указанными актами, как правило, фиксируются юридически значимые факты в ходе разбирательства. Для примера будет служить «акт о разъяснении прав и обязанностей». Во-первых, лица, которые подписывают подобный документ, организационно не входят ни в какой временный или постоянный коллегиальный орган воинской части, не являются членами специальной комиссии по фиксации каких-либо юридически значимых фактов, это легко проверяется при помощи судебного запроса. Во-вторых, лица, которые участвуют в коллективной фиксации того или иного факта, путем составления акта, будучи не уполномоченными на это командиром воинской части, действуют не законно, хотя бы потому, что нарушают регламент служебного времени. Иными словами, лица, подписывающие «акт» должны в это время исполнять какие-либо другие обязанности, например, находится на занятиях по боевой подготовке. В-третьих, лица, подписывающие акт, свидетельствуют не об обстоятельствах совершения самого дисциплинарного проступка, а об обстоятельствах совершения процессуального действия, что является недопустимым доказательством. Такие показания «свидетелей» (лиц, подписавших акт) не согласуются с законом ввиду закрытого перечня видов доказательств в рамках производства о грубом дисциплинарном проступке. Так, в соответствии с пунктами 3 и 4 ст. 28.6. Федерального закона «О статусе военнослужащих» в качестве доказательства допускаются: объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности. Объяснения военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности, представляют собой сведения, имеющие отношение к решению вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности, и сообщаются указанными лицами в устной или письменной форме.
Решение вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности связано с установлением обстоятельств совершения дисциплинарного проступка. В соответствии пунктом 1 статьи 28.5. Федерального закона «О статусе военнослужащих», при назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность. Установление других фактов, имеющих процессуальное значение, таких как, разъяснение военнослужащему его прав и обязанностей, путем оформления свидетельских показаний «членов комиссии» в форме «акта» законом и подзаконными нормативными правовыми актами не предусмотрено, что делает подобного рода документы (акты) юридически ничтожными. Более того, брать объяснения с указанных «членов комиссии» также не законно, так как они не обладают сведениями о дисциплинарном проступке и, следовательно, не являются лицами, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности. Если же «комиссионеры» фиксируют какие-либо действия в рамках разбирательства о дисциплинарном проступке по приказу командира воинской части (подразделения), то такой приказ также является незаконным, ввиду того, что участие в разбирательстве какой-либо комиссии, либо группы военнослужащих, не имеющих отношение к событию дисциплинарного проступка, законом не предусмотрено. Следовательно, издание актов спонтанно созданных «комиссий» также незаконно, а сами акты не должны приниматься к сведению как доказательства, полученные с нарушением закона.
Чтобы пресечь деятельность подобного рода «комиссий» рекомендуется заявить о самоуправстве командиру воинской части и (или) в военную прокуратуру.