Evgeniy
Evgeniy Подписчиков: 494
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 11.2к

Размышления о ситуации с информатикой в школе…

11 дочитываний
4 комментария
Эта публикация уже заработала 0,55 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Я, как бывший практикующий программист и нынешний преподаватель информатики в сельской школе, хотел бы высказать свою точку зрения относительно обучения языку программирования Pascal в школе, а также ситуации с изучением информатики в наши дни.

Но прежде всего, стоит уточнить, что я говорю о средних "среднестатистических" школах, где информатика обучается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) только с 7-го по 9-й класс, по одному часу в неделю (при длительности урока в 40-45 минут). Если вы заинтересованы в изучении "единой министерской" программы, можете скачать ее с официального сайта Министерства просвещения (кстати, да, сайт этого ведомства разработан на WordPress). Желаемые результаты обучения информатике в средней школе описаны начиная со страницы 17. Выше в тексте также представлены метапредметные и личностные результаты изучения информатики.

Сам ФГОС (как федеральный законодательный акт) также доступен для ознакомления, если захотите (раздел, посвященный информатике, находится на странице 45 в разделе "предметные результаты").

Отведено около 30 часов программы на изучение программирования. Эти занятия проводятся по одному часу в неделю в конце 8-го и начале 9-го классов, с перерывом в 3 месяца. В принципе, учитель может варьировать программу и менять порядок разделов, но общая суть останется неизменной (это проверено).

За эти несколько часов авторы ФГОС предлагают с нуля объяснить детям следующие концепции: алгоритмы в общем понимании, способы их записи (преимущественно с использованием блок-схем), базовые алгоритмические конструкции (линейные алгоритмы, ветвления, циклы со счетчиком, циклы с пост/пред-условием, подпрограммы), понятие переменных и типов данных, а также массивы (включая их сортировку).

Это лишь обзорный курс по ФГОС. Фактически, необходимо также успеть решить задачи, связанные с ОГЭ (которые требуют знания не только основных языков программирования, но и языка Kummer, который часто выбирают наряду с классическими языками). Кроме того, нужно учиться работать с консолью (которая необходима во многих языках программирования, кроме веб-ориентированных).

Для лучшего понимания ограничений времени попробуйте вспомнить, сколько времени вы потратили на изучение последнего языка программирования. С первого знакомства с языком до написания простейшей программы с циклами, ветвлениями и массивами, уложились ли вы в 20 часов? А что, если вы вообще не представляли, что такое переменные, функции, циклы и ветвления, когда начали изучать новый язык? Получится ли все освоить за те же 20 часов? И что, если у вас проблемы с математикой и базовой логикой, что типично для двух третей школьников к моменту 7-8 класса?

Кроме того, добавьте к этому фактору учебник по информатике, выпущенный по единой программе, который оставляет желать лучшего. Если вам интересно, как Министерство просвещения предлагает изучать информатику, скачайте этот учебник и постарайтесь взглянуть на него глазами 7-8 классов, которые не знакомы с теоретической информатикой. Особенно необычными могут показаться разделы о системах счисления и основах булевой алгебры. Когда я прочитал этот учебник в первый раз, не все формулировки сразу мне стали понятны, хотя я уже имел опыт обучения этим темам в техническом вузе и педагогическом колледже.

Размышления о ситуации с информатикой в школе…

За пределами класса многие дети со средней мотивацией не придают особого значения изучению информатики (это подтверждено годами опыта). Большинство из них не могут преодолеть сложности формулировок. Особенно смешно то, что булева алгебра введена восьмиклассникам в начале учебного года. Задачи в учебниках решаются с использованием диаграмм Эйлера, но (!) к этому времени ученики еще не изучили алгебру (и вообще не изучали множества). Кроме изучения булевой алгебры, мне приходится объяснять им и обычную математику (не забывая о задачах ОГЭ, которые тоже нужно успеть пройти). Хотя в классе некоторые элементы усваиваются, закрепить их нормально - просто не успеваем.

А теперь к вопросу о выборе языка программирования. Несколько лет назад я провел эксперимент в одном параллельном классе, предложив детям выбрать между Pascal (ABC.NET) и Python. Самые "просвещенные" из них выбрали модный Python. Разделив их на группы, я преподавал раздел "Основы программирования" на разных языках. В итоге я сделал для себя однозначный вывод: для изучения основ алгоритмов в школе лучше всего подходит Pascal. Его синтаксис на базовом уровне легко "читается" на русском языке. Я могу дать пример нового кода (например, при первом знакомстве с ветвлениями или циклами) и прочитать его по-русски (если... то... иначе; для i от 1 до n; и т.д.). Таким образом, минимум времени тратится на изучение синтаксиса языка, а максимум - на изучение алгоритмов. Еще раз напомню, что нам дают очень мало времени в рамках учебной программы, а успеть нужно невероятно много.

В 10-11 классах, согласно новым стандартам, задания ЕГЭ становятся намного сложнее, чем ОГЭ для 9 класса. Сравните: ОГЭ и ЕГЭ. При этом количество учебных часов увеличивается всего на 68 часов за два года обучения (если повезет со школой и учителями, то возможно будут дополнительные часы внеурочной деятельности, и тогда ученики и преподаватели смогут более или менее нормально подготовиться к части заданий). В этом случае можно спорить о выборе языка, так как задачи ЕГЭ очевидно ориентированы на Python. Но есть одно "но": если учеников обучать только задачам, то они изучают возможности языка в одностороннем порядке, не имея возможности отточить базовые алгоритмические навыки. Таким образом, они просто используют готовые библиотеки, не понимая, как работает элементарный "метод пузырька". Можно ли в таком изучении Python видеть смысл? Этот вопрос риторический. И добавим к этому еще страшные учебники, которые даже не покрывают полностью программу ЕГЭ по информатике, не говоря уже о жалкой теории (я дал ссылку на учебники выше, хотя они не самые актуальные издания, но суть осталась неизменной).

В общем, когда программисты с 10+ летним стажем спорят о выборе языка для обучения, рядовому учителю просто становится или хочется плакать, или истерично хихикать. При нынешних стандартах образования этот спор не имеет смысла, потому что мы обучаем только тех, кто находится на вершине. А заявленная властями программа по повышению "технологического суверенитета" выглядит с нашей точки зрения просто смешно: количество часов, выделенных на информатику в последние 6 лет, сократилось вдвое, а качество учебников упало ниже плинтуса (учебник Босовой с разделами по программированию просто адаптировали под новые стандарты, изменив цифру на обложке с "9 класс" на "8 класс" и сократив программу с 68 часов до 34; сравните учебник по информатике для 9 класса примерно в 2008 году и для 8 класса в 2020 году - найдете лишь незначительные отличия).

В заключение хотелось бы еще раз напомнить, что я говорю с позиции обычного школьного учителя, а не гимназии или лицея с уклоном в физмат и информатику. Ведь основную массу детей обучают именно в "обычных" школах.

4 комментария
Понравилась публикация?
24 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 4
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Совершенно правы! Ситуация с информатикой в школах плачевная! Хоть и все учебники оставляют желать лучшего, а по информатике их практически нет. У нас в регионе учебник Босовой приходится распечатывать из интернета. А учителя меняются каждое полугодие, причём, скоре всего, это не учителя, а люди, позволившие себя уговорить вести лишние часы! Разве могут "псевдо-учителя", плавающие-тонущие в предмете, научить детей сложной науке???

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Рекламируй свои любые услуги бесплатно
на nem.com
Информационные технологии Игорь
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.6М
04.01.2024, 09:45
Волгоград

По вопросу выбора языка для обучения программированию полностью согласен с автором: обучение с целью выработать алгоритмические мышление с нуля - это совсем не то, что промышленная или хотя бы лабораторно-прикладная (для всяких математиков, физиков, аналитиков, не являющихся профильными программистами специалистов). И допотопный Pascal вполне может быть более удачным выбором, чем моднявый Python. Задача общешкольного обучения в части программирования - это ведь не программиста подготовить, а именно выработать алгоритмические мышление. Мне в своём школьном прошлом это давалось весьма тяжело 🙂

И, кстати, такой пример из моего прошлого. На дворе 1994 год, я в 9-м классе, у нас первый год информатика, дома компьютеров ни у кого из класса нет (игровые приставки не считаются). Уроки идут на компьютерах "Корвет", язык программирования Basic. Учитель (практикующий программист, с явно околонулевым педагогическим бэкграундом, понял, что алгоритмического мышления ни у кого в классе нет, потому что никто не может написать ничего работающего (какая там сортировка пузырьком?!! - ввести N чисел и вывести максимальное из них - уже непосильная задача!). Учитель решает привести (мелом на доске) пример написанной им работающей программы и разобрать её с классом. Весь класс буквально завис на строчке "i=i+1" (думаю, автор поймёт, что это переход к следующему элементу массива). Элементарную арифметику в 9-м классе знаю даже двоечники: ни одно число, увеличенное на 1, не может быть равно себе до увеличения! Ну не может и всё!

Весь класс понимает, что учитель написал хрень! Учитель искренне и не понимает, почему весь класс не понимает такой простой конструкции. 🤣🤣🤣

Это я сейчас понимаю, что учителю сначала надо было разъяснить нам чем операция "сравнение" отличается от операции "присваивание". 🙂

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

, да были такие времена, я сам учился на программиста и проходил BASIC и Pascal, компьютер в семью - это роскошь а на доске этого не так просто усвоить...

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Как не угнаться раньше, так и сейчас не успеть за всем новым и это будет вечно!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

«Школы не должны закрывать глаза на травлю»: депутат о новом законе против буллинга

Артем Метелев, председатель комитета Госдумы по молодёжной политике, приоткрыл завесу тайны над новым законопроектом, призванным дать бой школьному буллингу. Школы обяжут не просто закрывать глаза на травлю,...

В цветах российского флага. В Госдуме предложили ввести для всех школ единую спортивную форму

В Госдуме созрело очередное предложение. Теперь депутаты хотят, чтобы все российские школьники были одеты в единую спортивную форму на уроках физкультуры. И форма эта должна быть в цветах российского триколора.

Недисциплинированный ребенок в классе - проблема для педагога и родителей

Иногда встречаются случаи в школьной жизни, когда в здоровом ученическом коллективе, определенном классе встречается нерадивый ученик. Ну хорошо, если родители правильно влияют на воспитание ребенка,...

Минздрав России обновил правила оказания медпомощи в школах и детсадах

Минздрав усовершенствовал правила оказания медпомощи детям в школах и детсадах. Они прописаны в ведомственном приказе, который также был выпущен в ходе большого обновления приказов и указов Министерства.

В Брянске учительница донесла в Госавтоинспекцию на своего ученика. Россия снова превращается в царство доносчиков и стукачей?

В Брянске классная руководительница донесла в Госавтоинспекцию на своего 14-летнего ученика, ездившего на автомобиле без водительских прав, которые, разумеется, не мог получить в силу столь юного возраста.

Из-за «неуместного» платья на выпускнице власти пообещали заняться «воспитанием хорошего вкуса» у школьников

«Что прицепились к девчонке?!»: из-за «неуместного» платья на выпускнице власти пообещали заняться «воспитанием хорошего вкуса» у школьников
00:48
Поделитесь этим видео

Мои дети не будут сдавать ЕГЭ!

Сейчас у меня двое школьников, 4й класс и 3й класс.И что я для себя поняла.В моем детстве отовсюду я слышала,как важно образование и тп. Вся семья твердили,что у каждого из них есть высшее образование.