Что теперь может грозить покупателям бытовой техники некоторых известных марок: разбираем решение суда

В 2022 году целый ряд известных зарубежных компаний отказались поставлять свои товары на территорию нашей страны и закрыли здесь свои производства.
Но благодаря системе «параллельного импорта» наши сограждане не испытывают острого дефицита и по-прежнему имеют возможность приобрести предметы бытовой техники и электроники известных марок. Вот только чем это теперь им грозит — отдельный вопрос.
Представлю вашему вниманию показательный пример из свежей судебной практики, который наглядно демонстрирует те последствия, которые могут ждать покупателей товаров от компаний, ушедших с российского рынка.
В конце 2022 г. мужчина приобрел на маркетплейсе компьютерный монитор фирмы «Самсунг».
Но когда через некоторое время он обратился к официальному представителю компании-производителя (ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани») по поводу гарантийного ремонта, ему отказали в обслуживании со ссылкой на то, что этот монитор не предназначался для продажи на территории России.
Покупатель не согласился с отказом и обратился с иском в суд, требуя взыскать с представительства «Самсунга» неустойку, компенсацию морального вреда и штраф.
В заседании ответчик подтвердил все свои доводы: приобретенный истцом монитор был произведен для рынка Казахстана, а гарантийные обязательства компания исполняет только в отношении товаров, которые производились для рынка РФ.
Поскольку монитор был ввезен на территорию РФ нелегально, у ответчика не возникло обязательств в отношении его гарантийного обслуживания: соответствующий договор с продавцом этого товара компания не заключала.
Суд признал, что иск подан к ненадлежащему ответчику и отказал в его удовлетворении (Калининский р-й суд Санкт-Петербурга, дело № 2-4605/2023).
Как видно, теперь перед покупкой бытовой техники и электроники следует выяснять, официально этот товар ввозился в Россию или нет — от этого будет зависеть ответ на вопрос, стоит ли рассчитывать на гарантийное обслуживание этого товара в будущем.
Разумеется, это не снимает с непосредственного продавца обязанности, связанные с продажей покупателю товара ненадлежащего качества — в т.ч. по возврату денег (ст. 18 Закона о ЗПП).
О том, как вернуть деньги за некачественный товар, приобретенный на маркетплейсе, рассказывается в инструкции для подписчиков моего канала на платформе Boosty (с шаблонами всех необходимых заявлений).