Протесты в Аргентине против реформ президента Хавьера Милея
Соня Лемос не знает, как ей удастся прокормиться до следующего урожая, который будет через два месяца.
Лемос, 42 года, - сезонный рабочий с севера Аргентины. Шесть месяцев в году она собирает йербу - листья родного южноамериканского кустарника, которые являются основой национального аргентинского напитка мате.
Немногие другие напитки пронизывают аргентинский образ жизни так, как мате - настой из сухих листьев мате, который нужно пить медленно и, что самое главное, делиться им с друзьями или родственниками. Когда сборная Аргентины отправилась на чемпионат мира по футболу 2022 года в Катар, газета The New York Times сообщила, что на месячный турнир они взяли с собой более 1100 фунтов мате.
Мате - это и социальное развлечение, и средство для получения кофеина - появился еще в доколумбовы времена, когда листья собирали вручную, как это делает Лемос последние 30 лет.
"Когда я был ребенком, мы были бедны. Мои мама и папа работали на фермах, и я бросила школу в 12 лет и присоединилась к ним", - рассказала она CNN. Это обычная история в Мисьонес, где производится подавляющее большинство мате, и одной из беднейших провинций Аргентины.

Это тяжелый труд, но Лемос рисует его в позитивном ключе. Хотя ее семья никогда не была богатой, она мечтала отправить своих четверых детей в школу, чтобы найти лучшую жизнь.
Однако в этом году ее мечтам помешала перемена в правительстве.
Аргентинская матовая промышленность - высокорегулируемый бизнес, где центральное правительство устанавливает цены и субсидирует производство, - одна из нескольких отраслей, ожидающих бури после избрания крайне правого президента Хавьера Милея.
Предложение Милея во время предвыборной кампании было простым: Аргентина находится в хроническом экономическом кризисе из-за бесхозяйственности и коррупции, сказал он; уберите государственное вмешательство и позвольте рынку регулировать себя. С момента вступления в должность в декабре он объявил о планах приватизации национальной авиакомпании, общественного вещателя и государственной нефтяной компании Аргентины (хотя от последнего предложения он впоследствии отказался).

Милей также объявил о реформах, ослабляющих защиту труда, позволяющих компаниям быстрее нанимать и увольнять сотрудников, а также о сокращении регулирования и государственных субсидий. К тому же некоторые из этих реформ уже вступили в силу в качестве правительственных постановлений, хотя Конгресс еще не провел официальное голосование, а местные суды приняли апелляции на некоторые аспекты новых правил.
В то время как Милей действует по нескольким направлениям, пытаясь как можно скорее изменить Аргентину к лучшему, для Лемоса эти меры означают резкое прекращение интеркосеча - финансовой поддержки правительством сезонных рабочих в период отсутствия сельскохозяйственного урожая. Эта реформа проводится в то же время, когда растущие расходы на жизнь съедают скромные сбережения Лемоса, а в Аргентине наблюдается самый высокий уровень инфляции в мире.
"До декабря я получал интеркосеча - 64 000 песо (78 долларов) в месяц. Затем в январе мне сказали, что мы ее не получим", - рассказала она CNN.
"Урожай начнут собирать только в марте. А до тех пор я не знаю, что делать, и не знаю, как буду питаться".

Лемос - одна из многих аргентинцев, с тревогой смотрящих в будущее. На прошлой неделе она и десятки тысяч других людей вышли на улицы Буэнос-Айреса и других аргентинских городов, чтобы выразить протест против поддержанного Милей мегапроекта реформ, известного как DNU (формально - Декрет о срочности и необходимости). Это была историческая демонстрация - впервые новый президент столкнулся со всеобщей забастовкой менее чем через два месяца после вступления в должность.
Другая участница демонстрации, Даниэла Панталоне, стюардесса авиакомпании Aerolineas Argentinas и 52-летняя мать двоих детей, говорит, что планы Милея по приватизации перевозчика, похоже, не принимают во внимание жизни людей, на которых повлияют такие радикальные перемены.
"Мы слышали все планы по приватизации и либерализации рынка, но так и не узнали от правительства, что с нами будет", - сказала она в интервью CNN.
Она также отметила, что приватизация национального перевозчика может поставить под угрозу его небольшие маршруты, которые обеспечивают связь между странами, но могут быть неприбыльными.
"В Аргентине есть маршруты, которые не имеют достаточного количества пассажиров, чтобы быть коммерчески жизнеспособными, потому что, попросту говоря, там недостаточно людей. Но Аргентина - большая страна, и большинство из этих мест находятся в нескольких днях езды от Буэнос-Айреса или другого крупного города", - сказала она. "Что нам делать? Оставить провинции отрезанными от центра страны?"

Популярность для некоторых
Тем не менее, действия Милея остаются популярными для многих аргентинцев. Согласно недавнему опросу, проведенному Университетом Сан-Андреса в Буэнос-Айресе, 42 % населения поддерживают реформы, а 51 % выступают против них.
Национальные авиалинии и, в частности, отрасль матэ часто рассматриваются как неэффективные и чрезмерно бюрократизированные. До сих пор Аргентинский национальный институт мате (INYM) регулировал урожай, импорт и экспорт, а также устанавливал минимальные цены на сухой лист - в отличие от цен на большинство других сельскохозяйственных товаров, таких как сахар, соя или кофе, которые находятся в свободном плавании. Среди реформ, предложенных Милеем, была приостановка интеркосеча, выплачиваемой сезонным работникам, зарегистрированным в INYM, которая уже вступила в силу; по данным INYM, в Мисьонес насчитывается около 15 000 тареферос, имеющих право на получение пособия за сезон простоя, хотя неясно, для скольких из них оно было приостановлено. CNN обратился в Министерство труда Аргентины с запросом по поводу интеркосеча, но пока не получил ответа. Милей также стремится лишить институт права устанавливать цены на мате - этот шаг был временно приостановлен после апелляции в суде.
Хотя действовавшее до сих пор жесткое регулирование защищает мелких фермеров-кустарей и гарантирует им ежегодный минимальный доход - более половины производителей мате, признанных INYM, имеют менее пяти гектаров земли, - это также означает, что рост производства остановился.
Союзники Милея, такие как местный политик Умберто Скьявони, утверждают, что отмена регулирования на рынке мате приведет к росту производства и позволит производителям устанавливать цены, которые они считают наиболее справедливыми. Вместо того чтобы устанавливать цены, INYM станет лоббистской группой, как и другие группы производителей сельскохозяйственной продукции, например, ассоциация виноделов.

Однако временный президент INYM Джонас Петтерсон утверждает, что отмена регулирования будет выгодна лишь нескольким крупным корпорациям, которые смогут снижать цены в ущерб мелким производителям. В интервью CNN Петтерсон утверждал, что без контроля Института сезонные рабочие, такие как Лемос, будут в одиночку вести переговоры о зарплате с крупнейшими производителями, а земельная реформа, предложенная Милеем в пользу иностранных инвестиций, только откроет сельское производство для международных агропромышленных конгломератов.
"Институт гарантирует устойчивость отрасли, в то время как DNU сосредоточен на конкурентоспособности и прибыльности", - сказал Петтерсон в интервью CNN. "Но мы не хотим конкурировать, мы хотим сотрудничать и быть устойчивыми в долгосрочной перспективе".
В среду пакет реформ Милея был впервые представлен Конгрессу после непростого маршрута по различным комиссиям. Из первоначальных 664 статей, представленных правительством, более 140 были вычеркнуты.
Лемос считает, что в случае принятия законопроекта он откроет путь к новой Аргентине, которую она с трудом узнает: "Честно говоря, я никогда не думала, что все изменится... Мы всегда слышали о том, что подобное происходит в других странах, которые переживают реформы, и я никогда не думала, что это придет и к нам. Но этот новый президент многое расстраивает".