Кому выгодна поверка счётчиков и когда отменят «поверочное рабство» в России?

Многим россиянам "надоела" поверка счетчиков. Аргумент о том, что поверка счетчиков – ненужное бремя для граждан, приводился давно, в том числе и Государственной думой. Однако в 2024 году поверка счетчиков будет значительно упрощена. О том, как это будет происходить, мы расскажем во второй части статьи. А дальше – самое грустное.
Вчера многие СМИ сообщили, казалось бы, радостную новость: компания "Тепловодохран" начала строительство завода по производству современных электронных счетчиков на территории индустриального парка "Рязанский". Первая очередь строительства нового завода позволит создать около 700 рабочих мест на площади более 20 000 кв. м, включая административное здание, складские и производственные помещения. Общий объем инвестиций компании в проект составит более 1,5 млрд рублей.

Инвестор планирует ввести объекты в эксплуатацию в течение 18 месяцев.
"Спрос на приборы учета потребления воды, газа и электроэнергии находится на высоком уровне. Речь идет как о промышленной, так и о бытовой продукции", – отметил Артем Никитин, заместитель председателя регионального правительства.
ООО НПП "Тепловодохран" зарегистрировано в Рязани в 1997 году, уставный капитал ООО составляет 12 353 рублей, 100% акций принадлежат президенту Александру Козлову. Компания поставляет электронные приборы учета (счетчики воды, газа и электроэнергии) в десятки регионов России.
Это значит, что производство приборов учета потребления для коммунальных служб набирает обороты. Это очень прибыльный бизнес.
Кому выгодна поверка счетчиков и когда она будет прекращена? Закон уже предложен!

Все мы помним, что установка счетчиков горячей и холодной воды изначально задумывалась как инструмент, помогающий экономить и природные ресурсы, то есть воду, и деньги россиян. Общеизвестно, что водомеры постоянно завышают расход воды. Поэтому счетчик должен быть выгоден владельцам квартир. Однако, как выяснилось, установка этих счетчиков вынуждает людей тратить больше времени и денег на их поверку и опломбировку.
С другой стороны, срок службы счетчиков воды, продаваемых в России, составляет 10–12 лет, в чем можно убедиться в инструкции производителя, прилагаемой к изделию. Срок службы счетчиков также регламентируется ГОСТом.
Согласно действующему законодательству, все средства измерения должны регулярно проходить поверку. Причем условия поверки должны соблюдать сами граждане, которые должны сами обратиться в Водоканал с просьбой провести такую поверку и оплатить эти услуги за свой счет.

Конечно, это неудобно для людей. Многие не понимают, почему прибор учета должен постоянно проходить повторную поверку, даже если он заявлен производителем как исправный в течение 12 лет.
Кому это выгодно? Уполномоченным коммерческим структурам, предоставляющие такие платные услуги. И, конечно, такое положение дел выгодно производителям средств измерений.
В 2021 году в Госдуму был внесен законопроект о передаче счетчиков воды на баланс Водоканала по аналогии со счетчиками электроэнергии. В этом случае проверки счетчиков будут проводиться по упрощенной процедуре, и потребителям больше не придется проявлять инициативу для проведения этой меры.

Кроме того, согласно законодательным изменениям, устраняющим "поверочное рабство", потребители больше не будут нести ответственность за эксплуатацию своих счетчиков без поверки в виде оплаты за воду, использованную сверх нормы потребления. За контроль сроков поверки и проведение такой поверки будут отвечать сами организации. Причем за свой счет.
Пока же действует правило, согласно которому за неповеренные счетчики отвечают собственники квартир. И соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.
Новые изменения по счетчикам воды, газа и электричества

В скором времени в новостройках будут обязаны устанавливать умные цифровые счетчики для бытового использования. Это означает, что счетчики, установленные в наших квартирах, неисправны, что и привело нас к выводу, что мы должны установить интеллектуальные счетчики. Кроме того, мы должны регулярно проверять счетчики, но мы не обязаны являться на такие проверки. Но давайте я расскажу об этих изменениях подробнее.
В России рассматривается инициатива об обязательной установке в новостройках бытовых "умных" счетчиков на горячую, холодную воду, тепло и газ. Это изменение будет внесено в постановление № 719 (Правила сертификации продукции российского производства).
В настоящее время Министерство финансов заявляет, что инициативы в рамках межведомственного проекта "Умный многоквартирный дом" Минфина, Минпромторга и Минстроя находятся на согласовании в соответствующих ведомствах. И уже сейчас понятно, что изменения будут приняты. Причем уже в 2024 году.
Цель этих изменений – выработать системный и единый подход к цифровизации коллективного жилья, в частности, сформировать конкретные правила определения "умных" счетчиков воды, тепла и газа, увеличить их производство в стране и ввести четкие требования к их установке в жилье.
Иными словами, первая цель – цифровизация коллективного жилья. Вторая цель – дать возможность отечественным производителям "умных" счетчиков получать прибыль и продавать как можно больше "умных" счетчиков.
К 2025 году планируется, что большинство зданий по всей стране будут "умными" и цифровыми как для коллективного жилья, так и для целых домов и целых зданий.

При этом переход к обязательной установке умных счетчиков для домохозяйств будет поэтапным: предполагается, что после 2025 года установка умных универсальных счетчиков будет обязательной для новостроек, а после 2027 года установка таких внутриквартирных цифровых счетчиков – обязательной для всех.
Кстати, средняя цена обычного счетчика воды и тепла сейчас составляет 500–700 рублей, а счетчика с автоматическим учетом – в 1,5 раза больше, но производители цифровых счетчиков уверяют, что экономия жителей от установки цифровых счетчиков гораздо выше. Однако они не раскрывают, в чем будет заключаться эта экономия. То есть если сократится частота проверки того, какие счетчики были установлены, и если граждане смогут пользоваться ими совершенно бесплатно.
В Госдуме считают, что "умные" счетчики не только стимулируют потребителей экономить ресурсы и тем самым меньше платить за жилищно-коммунальные услуги, но и повысят прозрачность расчетов и начислений за ресурсы в жилищно-коммунальном секторе, улучшат точность расчетов и предоставят наиболее достоверную информацию о пиковых нагрузках на сети.
Поэтому поверка таких "умных" счетчиков может больше не потребоваться

Некоторые изменения в этом отношении уже произошли. Это сделало и Правительство. Кроме того, раньше существовало такое правило: если вы забыли проверить свой счетчик или проверили его, но забыли сообщить об этом в свою управляющую компанию, ТСЖ или государственный орган, то вы являетесь нарушителем и обязаны платить гораздо большую сумму, не соответствующую показаниям счетчика.
Однако в 2024 году, в соответствии с поправками к правительственному положению о совместном оказании услуг (с конца 2023 года), домохозяйства смогут проверять показания своих счетчиков только в электронном виде в базе данных "Аршин".

Минстрой внес поправки в Регламент предоставления коммунальных услуг, исключающие обязанность жильцов направлять копию свидетельства о поверке счетчика в ТСЖ, управляющую или коммунальную организацию. Собственники смогут отправлять такие документы только на добровольной основе. Однако делать это они больше не обязаны.
Как же коммунальщики узнают, что счетчик был проверен гражданином?
В Минстрое отметили, что операторы (управляющие компании, ТСЖ или ресурсоснабжающие организации по прямому договору) обязаны самостоятельно уточнять наличие или отсутствие поверки в национальной системе "Аршин". В 2024 году электронная система поверки счетчиков "Аршин" была интегрирована в ГИС ЖКХ, доступ к этой информации имеют все операторы ЖКХ.
Это значит, что как только мастер по поверке приезжает к вам домой и проводит поверку, информация об этом появляется в электронной системе, и считается, что вы выполнили свои обязательства по полной поверке счетчика.
Еще один интересный момент: в конце 2023 года Минстрой разъяснил, что когда прибор проходит поверку, это подтверждает, что он исправно работает в течение определенного времени. Поэтому с момента окончания поверки и до получения новой поверки оборудование должно быть пересчитано и учтено с использованием показаний, а не эталонных значений.

Иными словами, даже если в качестве наказания за отсутствие поверки в установленный срок будет начислена плата за коммунальные услуги, причем не по показаниям прибора, а по среднему показателю за предыдущие 3 месяца, или еще хуже, это наказание сразу же отпадет, если счетчик будет поверен и подтвердит, что он был и остается исправным. Это можно сделать следующим образом.
Вы будете обязаны произвести перерасчет и зачет всех ранее выставленных сумм – переплат за расчетный период коммунального платежа, который не соответствует показаниям счетчика.
Считаете ли вы, что было бы справедливее, если бы граждане проверяли свои счетчики бесплатно, а организация, осуществляющая коммунальные платежи, оплачивала бы расходы на проверку счетчиков? Мы и так платим не малую сумму за жилье и коммунальные услуги. Выскажите свое мнение в комментариях.
За долги будут нажимать на кнопочку и отключать газ и воду!А за обратное подключение будут требовать деньги как за электроэнергию сейчас!
Видимо так и сделают...
Кстати такой вариант лучше, чем оплата всеми за расходы квартир где не установлены счетчики а проживают по 10-20 чел.
А "умный счётчик" по горячей воде может фиксировать только горячую воду (не ниже 44 градусов)? Думаю, что такие счётчики не выгодно выпускать. Бизнес во всём и везде работает на прибыль! Наверняка, при производстве счётчиков заложат скрытый дефект.
Само собой, слишком долгое пользование не выгодно производителю
Уважаемый Иван Васильевич, а где же конкретика? Какими документами, постановлениями внесли или уже приняли поправки Минстрой, Правительство?? Для меня это очень актуально, предстоит поверка счетчика газа зимой, а он у меня на улице. Не представляю, как пройду этот квест.
Людмила, некоторое Ваше участие в поверке счётчика газа как ни крути - потребуется. Для начала поищите фирму (обязательно с лицензией - это можно дополнительно проверить). Сравните цены с той фирмой, которую будут навязывать УК или газовщики. Уточните, чтобы фирма сделала поверку без демонтажа счётчика, прямо у Вас дома. Получите после поверки с мастера все документы (договор, результаты поверки, счёт-оплату по договору и т.п.). Практически на этом весь Ваш "квест". Через месяц проверьте в ГИС "Аршин" по номеру Вашего счётчика его состояние (продлён ли срок, если нет - звоните мастеру). Важно - если УКашники будут требовать предоставления им документов на поверку - отсылайте их для начала к Апелляционному определению Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 01.09.2022 N АПЛ 22-283. Полагаю, что это первоисточник поправок Минстроя и Правительства. Если укашники будут продолжать настаивать и требовать - тогда посылайте их в эротическое путешествие по ближайшему к Вам лесу.
Вадим Петрович, большое спасибо за такой подробный алгоритм действий. Попробую ему следовать.
Правильно заметили. Скрытый дефект присутствует. Разбирались со счётчиками электроэнергии. Счётчики дешёвые. Но без реверсов. По паспорту и на самом приборе А-3200, а по факту 1 кВт набегает за 1600 колебаний. У кого то и того меньше. Целая эпопея с независимой экспертизой. Звон монет у производителей с уставным капиталом 12 тыс руб!!!!! Всю страну обеспечивать будет. Нервы потрепем будь здоров. А ещё интереснее. Наши дома в большинстве построены ещё в СССР. И коммуникации тогда же. Но производителям благодетелям не до нагрузок на сети. И уж точно не до нашей нервотрепки
Да всё не для нас а для своей выгоды
Вот поэтому и не стал ставить счётчики....Зачем счётчик на воду.которую постоянно"пропускать" надо?И на холодную.которая часто коричневого цвета с душком идёт.....
Интересно кто-то хочет платить по нормативу? Причём,каждый месяц. Никто не хочет платить лишний рубль. Поэтому,как бы не " бесила" поверка, лучше её пройти. Это недолго и недорого.
Я. Я плачу по нормативу. После подсчета всех затрат (поверка и прочее), выяснилось, что разница несущественна. Только со счетчиками суеты больше.
У нас раз в 6 лет поверка. Поверяю на месте 500 рублей стоит. Это за воду. Если поломался меняю. Там подороже конечно не намного. Сантехнику платить. Опломбировка и распломбировка бесплатно
А по норме дорого
Я по счетчикам например плачу, так сильно выгодней получается у нас получается
а если сравнить стоимость оплаты ГВС и отопления , то станет понятно. что на самое дорогое-отопление внутри с наружи квартир в большинстве проектов отопления просто невозможна, и эти затраты в разы превышают стоимость ГВС. Вот где "колондайк" доходов ТГК., а ГВС - это просто мизер в сравнении со стоимостью отопления. простой пример; дом со своей крышной котельной, газовой, жильцы оплачивают не на мизерные суммы меньше, а просто на порядок сумм меньше. Но если котельные квартальные. то оплата по тарифам, а что, те квартиры которые отапливаются от внутриквартальных котельных, потребляют больше тепловой энергии? - естественно НЕТ, но платить вынуждены именно по тарифам, а это разница на порядки и даже не в разы, а "экономия на счётчиках" это просто миф и не более.
могу только добавить, что при моём участии с "0" до сдачи дома в эксплуатацию, проектировщикам была поставлена задача- возможность установки счётчиков как ГВС так и отопления, вне квартир, да в доме имелась своя крышная газовая котельная. и что в результате, счётчики были выданы всем владельцам квартир и оплата на их установку, но по факту, НИКТО не поставил эти счётчики, так как затраты на отопление и ГВС, на столько оказались мизерными, что "экономия" себя не оправдывала.
На установке счётчиков экономия будет мизерной. Необходимо менять систему подачи ГВС ми отопления, передавать внутриквартальные газовые котельные в собственность самих потребителей ГВС и отопления. Но эти котельные принадлежат Газпрому- а он ПОКА не прикосновенен, почему? если газ всенародное достояние, и есть очень значительная доля госсобственности.
Тепловые компании не принадлежат Газпрому, они закупают газ от Газпрома для работы котлов, а это разные все таки вещи. По крайней мере на севере, котельные принадлежат ПАО ТПлюс, он же бывший Волжская ТГК, он же бывший Электросети. Но самое интересное, что главный офис находится почему то в Московской области в торговом центре, а конечный бенифициар вообще за пределами России. Исходя из логики - это бывшая госсобственность, как и большинство лакомых бизнесов в России. Так что все ЖКХ бывшее всенародное достояние, вода так то тоже идет из недр, если углубиться)
А у нас Питеру котельные передали. Но у нас котельные на свету
Про своё " всенародное достояние" дома рассказывай. Я знаю как в Коми шла приватизация жилого фонда. Что то тогда об этом никто и не заикался.
Я оплачиваю по нормативу и счётчики не стоят от слова "совсем" и что имею? А имею розовый цвет лица и отсутствие головной боли от придуманных глупостей чиновниками: то поверка счётчиков, то ещё какая-нибудь золотуха. Экономия? Да, экономия на оплате не нужных манипуляций с различными приборами учёта и, самое главное, оплата в месяц за коммуналку выходит даже дешевле чем у тех, у кого стоят так "необходимые" приборы учёта.
Не поверю это как экономить можно вообще не пользоватся водой. Нас 4 и у нас по норме дорого выйдет. И готовить надо и стирать и полы с посудой мыть и купаться. По счетчику 8 кубов выходит, по норме дороже. Но мы в квартире живём. А вы где?
Поверка одного счетчика-1500 руб, за два счетчика 3000.
Для пенсионеров это недорого???
Раз в 6 лет найти можно. На другое находят вообще миллионы.
Вы, возможно, и находите миллионы на другое, а пенсионеры каждой копейкой дорожат. Тем более если одинокие.
Почитай в интернете что ли,как обирают пенсионеров. А на что я нахожу средства, тебя вообще волновать не должно. Переживай лучше за пенсионеров.
Заметьте, что я на "ты" к Вам не обращалась-это раз!
Ваши средства и доходы меня крайне не интересуют-это два!
Вы сами вступили в противоречие моему комментарию, а теперь ущемились и начали хамить-это три!
Доказывая полную несостоятельность нашего диалога, более вступать с Вами в переписку и общаться с хамом не желаю-это четыре!
Всего доброго, уважения коллег и хорошего дня-это пять!
Я буду краток, отдыхай
Давно пора бремя поверки счетчиков повесить на ресурсоснабжающие организации! Они продавцы ресурсов, а мы покупатели, и мы должны спрашивать с низ доказательства правильности показаний. На рынок, в магазин мы же не ходим со своими весами, и можем спросить с них, с продавцов, паспорт и дату последней поверки. Давно пора устранить сей перекос!
"Кстати, средняя цена обычного счетчика воды и тепла сейчас составляет 500-700 рублей, а счетчика с автоматическим учетом - в 1,5 раза больше, но производители цифровых счетчиков уверяют, что экономия жителей от установки цифровых счетчиков гораздо выше." Кто-нибудь помнит, что нововведение обходилось дешевле?