
Трансформация правовой системы в условиях цифровизации
Аннотация: Современное российское право вступает в новый период, поскольку одним из важнейших направлений внутренней политики Российской Федерации сегодня является цифровизация экономики. Право развивается вслед за экономикой, так как появление новых экономических элементов – робототехники или нейросетей должно строго регламентировано законодательством.
Ключевые слова: правовая система, цифровизация, искусственный интеллект, виртуальные продукты труда, экономическая революция.
Abstract: Modern Russian law is entering a new period, since one of the most important directions of the domestic policy of the Russian Federation today is the digitalization of the economy. Law develops after the economy, since the emergence of new economic elements – robotics or neural networks should be strictly regulated by law.
Keywords: legal system, digitalization, artificial intelligence, virtual labor products, economic revolution.
Ввиду событий последних лет и закономерных социально-экономических тенденций экономика Российской Федерации проходит крайне важный для неё, для государства и граждан РФ этап – широкомасштабная реорганизация самой экономической модели и многих её механизмов.
Процессы цифровизации нередко называют новой технологической революцией или цифровой революцией. Данное определение во многом справедливо, поскольку происходит радикальное, качественное изменение общественной жизни. Поскольку данный вопрос касается экономики, то следует обратиться к историческому опыту. Каждая экономическая революция предусматривала две основные перемены:
-новый способ производства;
-новая система перераспределения произведённых продуктов;
Способ производства включает в себя прежде всего такие аспекты как средства производства, организация труда и производства, собственник и форма собственности на средства производства. Можем ли мы говорить о том, что цифровизация экономики существенно повлияет на эти переменные, в частности – на составляющие элементы первой переменной?
Как известно, Карл Маркс определял экономику следующим образом: «Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». [3; с.6–7] Таким образом, именно масштабы, характер и тенденции цифровизации экономики оказывают основное влияние на дальнейшее развитие российского права.
Здесь мы подходим к двум полярным точкам зрения об изменении основ экономики и, как следствие, права. С одной стороны данный процесс не предусматривает полное отстранение человека как физического лица от работы и не учреждает нового собственника и формы собственности. Следовательно, цифровая трансформация экономики не затронет основ права собственности и экономической системы – будет изменена система организации экономики, но не её базис.
Однако Н.В. Сопина утверждает следующее: «В результате цифровизации трансформации подвергается и институт собственности, который приобретает новые черты: появляются новые объекты и субъекты собственности, изменяется процесс передачи правомочий и меняется распределение форм собственности в виртуальном секторе… Новым субъектом отношений собственности являются виртуальные предприятия, которые создаются в сети Интернет и занимаются реализацией товаров и услуг, не имея при этом географической привязки, работая на информационных платформах.» [6; с.2805–2806]
Данная точка зрения основывается прежде всего на потенциальных разработках таких нейросетей, которые при создании новой продукции фактически смогут формировать товар, лишённый физического воплощения – виртуальный товар. Однако создание нематериального, виртуального товара будет свидетельствовать скорее о развитии интеллектуального права, которое будет скорее дополнено, но не изменено в главном.
Рассмотрев всё вышеперечисленное, можно с уверенностью говорить, что трансформация отечественного права вероятнее всего будет носить не базисный, а системно-организационный характер. Базис российского права не изменится, поскольку не возникнет принципиально новой формы собственности, не будут пересмотрены права и обязанности граждан, с точки зрения трудового и административного прав.
Это, однако, не означает, что российское право остановится в своём развитии. Наиболее важными вопросами, которые предстоит решить в ближайшем будущем в контексте соотношения экономики и права в период цифровизации, являются следующие:
1. Может ли являться искусственный интеллект самостоятельной полноценной личностью, находящийся в виртуальной (цифровой) реальности?
2. Возможно ли возникновение у искусственного интеллекта права собственности на созданные им виртуальные и материальные продукты труда? Применимы ли к нему нормы и принципы интеллектуального права?
Фактически, у национальной программы существует два главных варианта развития цифровизации:
1 – массовое внедрение цифровых технологий в экономическую сферу (прежде всего – в промышленный комплекс и ВПК) как замены человека роботом, киберфизическими системами и нейросетями, однако контроль над созданием, распределением и реализацией готовой продукции будут осуществлять по-прежнему люди (технологии станут всего лишь наиболее удобным инструментом для осуществления дальнейшей деятельности) (децентрализованный подход). Искусственный интеллект остаётся объектом права и экономики, многофункциональным инструментом виртуальной реальности, ведущую роль в которой по-прежнему играет человек;
2 – создание искусственного интеллекта как полноценной системы мышления и анализа окружающего мира, нового типа личности и, как следствие, субъекта права и экономики, обладающего правоспособностью и дееспособностью – фактически, создание новой виртуальной личности, руководящей экономикой (централизованный подход);
Децентрализованный подход фактически продолжит современную тенденцию: усовершенствование цифровых программ, механизмов, а также использование передовой робототехники, разработка, установление и применение новых алгоритмов взаимодействия роботов, компьютеров и киберфизических систем на основе нейросетей позволят человечеству усовершенствовать экономически процесс планирования, производства и распределения продукции. В данном случае, как отмечают учёные, «пользователь слабого искусственного интеллекта может рассматриваться как автор произведений, созданных с помощью искусственного интеллекта, если он сам определяет конечный результат интеллектуальной деятельности на основе заранее заданных параметров, т.е. принимает активное участие в творческом процессе, в то время как технология искусственного интеллекта выступает в роли инструмента для достижения такого результата».[3; с.159] Фактически, человек сохраняет себя в качестве единственного типа личности и, как следствие, единственного полноценного участника планирования и производства продукции.
Говоря об искусственном интеллекте как о личности, необходимо понимать, что понятие «личность» в данном контексте включает в себя статус субъекта права и субъекта экономики. В частности, неизбежно встанет вопрос о гражданской принадлежности нового типа личности, о его самоидентификации как носителя прав, свобод и обязанностей, будет поставлен глобальный вопрос о его признании, в рамках которого также необходимо будет разрешить следующие вопросы:
-о реализации его деликтоспособности: способы привлечения его к ответственности в случае совершения им противоправных действий;
-о реализации его экономических, политических, культурных и иных прав, предусмотренных российским и международным законодательствами;
-реализацию его права собственности на средства производства (компьютеры, аппаратуру и т.д.), а также на произведённую виртуальную и материальную продукции;
Впрочем, создание интеллекта такого уровня и осознание себя им как личности потребуют от человечества мер по выработке новой концепции законодательства в отношении искусственного интеллекта. Потому вектор развития российского законодательства претерпит также изменения на конституционном уровне, поскольку приравнять тип личности человека и тип личности искусственного интеллекта невозможно.
Цифровизация российской экономики имеет колоссальное значение для развития правовой системы, поскольку создание принципиально новых систем организации хозяйственно-экономических процессов. Однако вектор развития права будет направлен прежде всего не на изменение основ существующей системы права, а на изменение типологизации личности как субъекта права и как субъекта хозяйства и экономики.
Список литературы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О национальных целях Российской Федерации на период до 2030 года»
3. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6—7
4. Колоткина О.А. Правовое регулирование процессов цифровизации российской экономики: теоретико-правовой аспект / О.А. Колоткина // Бюллетень инновационных технологий / 2021, том 5, № 2 (18), С. 103-106
5. Ручкина Г.Ф. Правовое регулирование искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники как условие формирования экономического лидерства России / Г.Ф. Ручкина, М.В. Демченко, А.В. Попова, и др. // Изд. Прометей, Москва, 2021 г.
6. Сопина Н.В. Особенности трансформации отношений собственности в условиях перехода к цифровой экономике / Н.В. Сопина // Креативная экономика / 2021 г., том 15, №7, С. 2791–2810
7. Шуйский В.П. Цифровизация экономики России: достижения и перспективы / В.П. Шуйский // Вестник института экономики Российской академии наук / 2020 г., №6, С. 158-169
8. Национальный проект «Цифровая экономика» / 2023 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Благодарю Вас за публикацию. Интересно
Огромное спасибо!)
Искренне рад, что статья нашла отклик у Вас.