Новая юридическая консультация для ресторанного бизнеса, организаций общественного питания

Ассоциация юристов "Бизнес + право"
Кому будет полезна информация: представителям ресторанного бизнеса, организациям общественного питания (рестораны, кафе, столовые, кофейни, coffe-point, заведения fast-food и др.).
Проблема
Клиентом – сетью ресторанов (далее – покупатель) – заключен договор поставки (далее – договор) с поставщиком молочной продукции (далее – поставщик), по которому покупателем приобретается молочная продукция (молоко, сливочное масло, сливки, сметана, йогурты, молочные коктейли) для использования в приготовлении блюд.
Поставка партий товара оплачивается покупателем в порядке 100% предоплаты каждой партии товара. При вскрытии партии молока (порядка 200 единиц упаковок) покупателем было обнаружено, что вся партия продукции является некачественной – присутствует характерный запах и вкус испорченного («прокисшего») молочного продукта.
Риски:
- убытки покупателя в виде расходов на оплату партии некачественного товара, дополнительные расходы на приобретение новой партии товара у этого же или альтернативного поставщика;
- риски получения претензий от потребителей (в случае отравления или неудовлетворенности потребителей вкусом блюд), если при приготовлении блюд по случайности или неосторожности будет использована некачественная продукция (например, в случае несвоевременного выявления ненадлежащего качества продукции или, если не вся партия продукции будет вскрыта для проверки качества), в том числе, риск возвратов потребителям стоимости блюд, риск уменьшения количества посетителей, репутационные риски для сети заведений в целом;
- риск приостановки поставок продукции от поставщика некачественной продукции, трудо-и временные затраты на поиск и подбор альтернативного поставщика;
- судебные расходы в случае невозможности урегулирования спорной ситуации в досудебном порядке, дополнительные расходы на проведение лабораторных исследований партии некачественной продукции.
Варианты решения
В досудебном порядке
Рекомендуется использовать следующий алгоритм действий:
1. при обнаружении недостатков поставленной продукции составить комиссионный (минимум 3 представителя покупателя) акт об обнаружении недостатков продукции;
2. направить поставщику уведомление об обнаружении недостатков поставленной продукции с приложением акта об обнаружении недостатков продукции. В уведомлении должны быть указаны номер партии продукции, реквизиты товарных накладных/УПД, по которым поставлена некачественная продукция, дата обнаружения недостатков, описание недостатков. В уведомлении должна содержаться информация о необходимости присутствия представителя поставщика для подтверждения наличия недостатков продукции (должны быть указаны дата, время, адрес для выезда представителя поставщика). Уведомление должно быть направлено поставщику почтой России ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении и продублировано по официальной электронной почте, указанной в договоре;
3. провести в лицензированной лаборатории лабораторное исследование партии некачественной продукции. Копии протоколов исследований направить поставщику почтой России ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении, сканы протоколов направить по официальной электронной почте, указанной в договоре;
4. направить поставщику досудебную претензию с требованиями о возврате предоплаты за партию некачественной продукции и возмещении расходов на приобретение аналогичной продукции у альтернативного поставщика (если аналогичная продукция взамен некачественной была приобретена у альтернативного поставщика) либо о замене партии некачественной продукции на продукцию надлежащего качества в установленный в претензии срок (по выбору покупателя), выплате неустойки за поставку некачественной продукции, возмещении расходов покупателя на проведение лабораторных исследований некачественной продукции.
Претензию следует мотивировать следующими доводами.
Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 475 Гражданского кодекса РФ, в том числе, о безвозмездном устранении недостатков в разумный срок, а в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков), отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара ненадлежащего качества на аналогичный товар надлежащего качества.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ продавец обязан исполнить предъявленное покупателем требование, связанное с недостатками товара, надлежащим образом в соответствии с условиями вытекающего из требования обязательства. При этом замена исполнения по выбору продавца (статьи 308.1 и 308.2 Гражданского кодекса РФ) законодательством не предусмотрена.
Поскольку срок исполнения требований покупателя, связанных с недостатками товара, законодательством не установлен, такие требования подлежат исполнению до истечения семи дней со дня предъявления, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена условиями обязательства или не вытекает из обычаев делового оборота либо существа обязательства (п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 476 Гражданского кодекса РФ продавец отвечает за недостатки товара, на который им предоставлена гарантия качества, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил использования или хранения товара, действий третьих лиц или обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона о защите прав потребителей на продукты питания должен быть установлен срок годности — период, по истечении которого продукция считается непригодной для использования по назначению. Обнаружение недостатков в течение срока годности является безусловным основанием для предъявления требований к поставщику о замене некачественной продукции либо о возврате предоплаты за некачественную продукцию.
В судебном порядке
Обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с поставщика предоплаты за некачественную продукцию, договорной неустойки за поставку некачественной продукции, расходов на приобретение аналогичной продукции у альтернативного поставщика (если аналогичная продукция взамен некачественной была приобретена у альтернативного поставщика), расходов на проведение лабораторных исследований.
Иск рекомендуется обосновать доводами, аналогичными доводам для досудебной претензии.
В качестве доказательств исковых требований должны быть представлены:
- договор поставки, товарные накладные/УПД, по которым была поставлена некачественная продукция, платежные поручения об оплате партии некачественной продукции;
- комиссионный акт представителей покупателя об обнаружении недостатков продукции, уведомление поставщика об обнаружении недостатков поставленной продукции с подтверждениями направления поставщику акта и уведомления;
- протоколы лабораторных исследований некачественной продукции с подтверждениями их направления поставщику, копия договора с лицензированной лабораторией на проведение лабораторных исследований, платежные поручения об оплате услуг лаборатории;
- копия договора поставки аналогичной продукции с альтернативным поставщиком, товарные накладные/УПД, платежные поручения, подтверждающие приобретение аналогичной продукции взамен некачественной.
Дополнительные рекомендации
Какие условия рекомендуется включить в договор поставки:
1. Условие о сроках, порядке возврата поставщику некачественной продукции, например: «Поставщик обязан обеспечить вывоз некачественной продукции своими силами и за свой счет в течение __ календарных дней с даты направления покупателем уведомления о необходимости вывоза некачественной продукции».
2. Условие о сроке замены некачественной продукции, например: «Поставщик обязан обеспечить замену некачественной продукции на продукцию надлежащего качества в течение ___ календарных дней с даты направления покупателем соответствующего уведомления».
3. Условие о выплате поставщиком неустоек за нарушение срока вывоза некачественной продукции и срока замены некачественной продукции.
4. Условие о выплате поставщиком неустоек за нарушение срока поставки, поставку некачественной продукции, недопоставку продукции (если продукция была поставлена в меньшем количестве, чем указано в заказе покупателя), поставку продукции в ассортименте, отличающемся от ассортимента, заказанного покупателем.
5. Условие о праве покупателя в одностороннем внесудебном порядке без выплаты поставщику неустоек и возмещения убытков отказаться от исполнения договора в случаях нарушения поставщиком сроков поставки более одного раза, поставки некачественной продукции, более одной недопоставки продукции, более одной поставки продукции ненадлежащего ассортимента.
6. Условие о возмещении поставщиком убытков покупателя, понесенных вследствие поставки некачественной продукции, в том числе, расходы на выплаты по претензиям и искам конечных потребителей продукции, изготовленной покупателем с использованием некачественной продукции, приобретенной у поставщика, судебные расходы в случае участия покупателя в судебных процессах по искам конечных потребителей продукции, изготовленной покупателем с использованием некачественной продукции, приобретенной у поставщика, расходы покупателя на проведение лабораторных исследований некачественной продукции, приобретенной у поставщика и др.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Полезная информация. Благодарю Вас