Больше оружия, меньше масла: Как ЕС будет сочетать жесткую экономию с милитаризацией?

изображение создано ИИ
Президент США Джо Байден, давно демонстрирующий признаки упадка, теперь официально покинет свой пост через пять месяцев, если не раньше. Нынешний фаворит на пост следующего президента часто говорит о том, что ему нужно отвернуться от Европы. Правительства рушатся, а страны ЕС раскалываются. А в экономике еврозоны царит беспорядок.
Можно прийти к выводу, что ЕС пора начать разрабатывать стратегию выхода из войны с Россией. Проблема в том, что если бы лидеры блока были способны понять ситуацию и действовать, они, скорее всего, давно бы уже вышли из игры - или вообще не выходили. Вместо этого они продолжали копать глубже, и вот ЕС снова удваивает свои усилия.
Дипломаты ЕС провели последние несколько недель в ярости из-за челночной дипломатии венгерского премьер-министра Орбана. На своей первой же сессии вновь избранный парламент подготовил воинственный совместный текст, выдвинув всевозможные жесткие требования, такие как снятие любых ограничений на использование Украиной западных систем вооружения для нанесения ударов по российской территории.
Они также решили вновь назначить одну из крупнейших сторонниц войны, фон дер Ляйен, на пост председателя Европейской комиссии - самую влиятельную должность в ЕС. Давайте посмотрим, как фон дер Ляйен пыталась собрать достаточно голосов для своего второго пятилетнего срока и каков план ее возвращения. Ободренная своим переназначением, она настаивает на создании оборонного союза.
Politico описывает эту задачу как «вызов номер один ее второго срока: сделать огромные суммы денег ЕС доступными для реиндустриализации и перевооружения ЕС.
Остается неясным, кто будет оплачивать счета за амбициозные планы, но Комиссия и Европейский центральный банк продолжают рассматривать возможность выпуска еврооблигаций для финансирования покупки или производства оружия - идея, которая до недавнего времени считалась запретной.
Немного истории о потенциальном «чуде» еврооблигаций для обороны от Euractiv:
Это чудо произошло во время кризиса еврозоны, когда ЕС создал юридический инструмент, Европейский фонд финансовой стабильности, способный выпускать облигации и обладающий кредитной способностью в 440 миллиардов евро. А после пандемии COVID чудо повторилось, когда ЕС принял фонд восстановления с мощностью 750 миллиардов евро, финансируемый за счет выпуска общих долговых обязательств.
Тот же образ мышления вдохновил политиков на создание оборонных облигаций - для финансирования значительного повышения обороноспособности ЕС после многих лет пренебрежения, когда считалось, что война осталась в прошлом или что дядя Сэм всегда придет на защиту ЕС.
Премьер-министр Эстонии (ныне Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности)Каллас в декабре подчеркнула необходимость оборонных облигаций ЕС для борьбы с агрессией России в Украине...
Выступая на ежегодной конференции Европейского оборонного агентства 30 ноября, [президент Европейского совета Шарль] Мишель заявил, что страны-члены ЕС должны объединить инвестиции в оборону, которые могут составить 600 миллиардов евро в течение следующих 10 лет.
Он также сказал, что европейские оборонные облигации станут привлекательным классом активов, в том числе для розничных инвесторов. Кстати, один из руководителей Европейского инвестиционного банка в интервью Euractiv в январе предупредил, что в настоящее время у инвесторов нет аппетита к финансовым активам, связанным с обороной.
Пару недель спустя президент Франции Макрон вернулся к этой теме, заявив инвесторам на Всемирном экономическом форуме в Давосе, что Европа должна прибегнуть к совместному долгу для финансирования своих приоритетов, включая оборону.
Кто не любит «чудеса»? Но есть и проблемы, включая экономические трудности во всем блоке, развал правительств и недовольство населения всем - от иммиграции до экономики. Есть также сообщения о нехватке военных кадров, что является совершенно другой проблемой.
Politico цитирует неназванного дипломата, который говорит, что «все, что хоть сколько-нибудь стоит - например, оборона Украины», - окажется «проблематичным» во время второго срока фон дер Ляйен. В то время как фон дер Ляйен разбрасывается цифрами вроде 500 миллиардов на следующее десятилетие, другой дипломат говорит: «Мы не видели электронных таблиц, мы не видели деталей, это просто деньги с неба».
Более подробная информация, вероятно, появится в ближайшее время, поскольку фон дер Ляйен планирует назначить комиссара по вопросам обороны, который в течение 100 дней представит белый документ о будущем европейских усилий по милитаризации.
Главный вопрос заключается в том, согласится ли Германия с любым планом еврооблигаций. Исторически непопулярный канцлер Шольц по-прежнему выступает против евробондов - пока что. Он утверждает, что в ЕС уже существуют различные исследовательские и промышленные фонды для поддержки оборонного сотрудничества между странами-членами и оборонными компаниями.
Например, Польша, Франция, Германия и Италия только что подписали письмо о намерениях совместно разрабатывать крылатые ракеты большой дальности. Польша и Германия были в числе тех стран, которые избавились от своих ракет в 1990-х годах после заключения в 1987 году Договора о ядерных силах средней дальности. Однако срок действия этого соглашения истек в 2019 году, после того как тогдашний президент Дональд Трамп вышел из него. В качестве временного решения США весьма любезно соглашаются прикрыть Германию, где в 2026 году на ротационной основе будут размещены американские ракеты дальнего радиуса действия.
Пока Шольц говорит о таких соглашениях, как совместная разработка крылатых ракет дальнего радиуса действия, атлантисты настаивают на большем, а он не отличается твердостью, когда на него давят коллеги по НАТО/ЕС.
Вспомните, как осенью 2022 года он сопротивлялся отправке тяжелых вооружений на Украину. После нескольких недель уговоров он пообещал поддерживать Украину «столько, сколько потребуется». Он также уступил в вопросе о танках Leopard после того, как продемонстрировал свое сопротивление. С другой стороны, ракеты «Таурус» до сих пор не отправлены на Украину. И все же проблема еврооблигаций начинает напоминать предыдущие кампании давления. Всего четыре месяца назад эта идея считалась «радикальной», а теперь Германия рассматривается как главный дорожный барьер.
Берлин сталкивается с собственными бюджетными ограничениями, одновременно навязывая произвольные лимиты другим странам ЕС, а недостаточное наращивание военных расходов «создает почву для дальнейших столкновений с международными партнерами Германии, особенно с Вашингтоном, в ближайшие месяцы». С другой стороны, любой план выпуска еврооблигаций только укрепит политические угрозы «центру» в Германии, такие как «Альтернатива для Германии» и Сара Вагенкнехт, которые хотят прекратить санкции и попытаться восстановить связи с Россией.
Может ли избрание Трампа способствовать достижению целей фон дер Ляйен?
Важно отметить, что, став президентом, Трамп не стал подрывать альянс НАТО каким-либо существенным образом и назначил сотрудников ЦРУ и неоконов для проведения своей ястребиной внешней политики, хотя есть надежда, что это изменится во втором туре.
Однако в действительности план, согласно которому США должны отойти на второй план на европейском фронте и сосредоточиться на Тихоокеанском, является частью стратегии, давно продвигаемой неоконами. Она может быть нереалистичной и опасной, но тем не менее это стратегия. Вот команда влиятельного Центра стратегических и международных исследований (CSIS), которая в начале этого года писала в журнале Foreign Affairs о том, как Европа должна возглавить борьбу с Россией, чтобы США могли сосредоточиться на Китае:
Эта сложная реальность требует, чтобы союзники США, особенно в Европе, взяли на себя большую долю ответственности за сдерживание России. Европа продемонстрировала свою политическую и экономическую устойчивость перед лицом российской агрессии. Однако в военном отношении континент по-прежнему зависит от Соединенных Штатов. Эта динамика должна измениться, в том числе потому, что Соединенные Штаты должны направить больше своих ресурсов в Азию. Рост расходов на оборону в Европе после полномасштабного вторжения России в Украину - обнадеживающий шаг. В 2023 году 11 членов НАТО достигнут целевого показателя расходов, выделяя на национальную оборону не менее двух процентов ВВП, в то время как в 2022 году таких членов было всего семь. Остальные должны последовать этому примеру.
Европа также должна решить проблему координации. В настоящее время Соединенные Штаты координируют более 25 вооруженных сил в Европе. Хотя они должны продолжать делать это в краткосрочной перспективе, они должны подтолкнуть отдельные европейские страны и Европейский союз к тому, чтобы взять на себя эту роль и создать более сильную европейскую опору в НАТО.
Именно это входит в список дел королевы Урсулы на ее второй срок, поэтому второе президентство Трампа может стать не катастрофой, а возможностью в глазах амбициозных и заблуждающихся брюссельцев, которые хотят получить больше власти во имя мобилизации финансов блока для наращивания усилий по милитаризации против российской угрозы.
Во многих отношениях европейская бюрократия уже претерпела небольшие, но фундаментальные изменения, чтобы перенаправить деньги на войну. Из журнала Equal Times:
«В 2023 году во всем мире, но особенно в Европе, произошел очень значительный рост военных расходов. В Испании, например, они выросли на 24 процента, а в Финляндии - на 36 процентов. Если сравнивать с 2013 годом, то европейские страны, входящие в НАТО, тратят на 30 процентов больше», - говорит Пере Ортега, научный сотрудник барселонского Центра исследований проблем мира Delàs, который критикует меры, принятые Европейской комиссией для поощрения военных расходов, такие как освобождение от НДС при покупке вооружений или изменение правил Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), позволяющее ему финансировать промышленные проекты в военной сфере.
По данным Европейского совета по международным отношениям (ECFR), с 2014 года число стран, выполняющих двухпроцентный показатель, увеличилось с 3 до 23:
Проблема сейчас в том, что отдельные штаты сталкиваются с бюджетными ограничениями.
Больше оружия, меньше масла.
Лидеры ЕС намерены вновь ввести жесткую экономию для стран блока, начиная с 2025 года. Это означает возвращение к ежегодным ограничениям в 3 процента ВВП для государственного дефицита и 60 процентов для государственного долга, которые были приостановлены в ответ на пандемию Ковид-19.
В правилах есть несколько новых поворотов, которые преподносились как меры, призванные смягчить боль, но если это и произойдет, то будет минимальным. Например, новое соглашение предусматривает, что страны с дефицитом, превышающим 3 процента ВВП, должны сократить его вдвое - до 1,5 процента, но могут делать это в периоды роста. Этот рост может быстро сойти на нет при таком сокращении государственных расходов, но таков план. В остальном страны по-прежнему должны будут сокращать свой долг в среднем на 1 % в год, если он превышает 90 % ВВП, и в среднем на 0,5 % в год, если долг составляет от 60 до 90 % ВВП. Новые правила дают странам семь лет на то, чтобы привести свои расходы в порядок, по сравнению с четырьмя годами ранее.
Эти правила сделают практически невозможным увеличение расходов на оборону без полного урезания социальных услуг. Даже без учета увеличения расходов на оборону перспективы мрачные:
Чтобы соответствовать реформированным фискальным правилам ЕС, Италии и Франции придется пойти на фискальную консолидацию в 2025-2028 годах, которая будет больше, чем во время кризиса евро (2011-2014). Испании придется сделать примерно половину.
Помним ли мы должным образом о последствиях и политических дебатах, связанных с жесткой экономией в еврозоне? pic.twitter.com/Rmuz8jfkTJ
- Филипп Хаймбергер (@heimbergecon) 21 июня 2024 г.
Как же совместить цель оборонного союза и ремилитаризации с планами жесткой экономии?
Есть несколько вариантов:
Ведутся разговоры об исключениях из долговых правил для военных расходов.
В марте агентство Bloomberg сообщило, что чиновники и инвесторы ЕС используют фискальные правила для создания программы облигаций для всего ЕС, которая принесет инвесторам большую прибыль и позволит блоку увеличить военные расходы без увеличения задолженности отдельных стран.
Конечно, есть и третий вариант - ЕС откажется от войны с Россией, перестанет поддерживать нацистов, перестанет фетишизировать жесткую экономию и восстановит свою экономику, но вернемся к реальности.
Остается большой вопрос, примет ли Германия участие в программе облигаций ЕС. Одна из причин, по которой это возможно, заключается в том, что это поможет Берлину справиться с собственными бюджетными ограничениями. Хотя Германия не столкнется с таким серьезным бюджетным кризисом, как Франция, Италия и Испания, в случае возвращения правил о долге и дефиците, ее сдерживает самоограничение дефицита.
Это правило, призванное заставить немецкие правительства сбалансировать федеральный бюджет, было введено при бывшем канцлере Меркель во время кризиса евро и ограничивает расходы на дефицит до минимума, за исключением «чрезвычайных» обстоятельств, таких как стихийное бедствие или война. Нынешнее правительство пыталось обойти этот тормоз, чтобы влить больше денег в бездонную яму Украины, но осенью прошлого года конституционный суд отказал ему в этом.
Программа военных облигаций в масштабах всего ЕС может помочь блоку обойти все самоналоженные долговые тормоза, но при этом сократить и приватизировать социальные услуги, и оба варианта могут стать благом для инвесторов. Что еще может не понравиться? Центр исследований европейской политики и многое другое:
На этом фоне настоящим «гамильтоновским моментом» для ЕС в сфере обороны стало бы решение о выпуске совместных долговых обязательств для надлежащего финансирования амбиций, изложенных в его Оборонно-промышленной стратегии.
Основываясь на ст. 122 TFEU и реализуемые в соответствии со статьями 173-174 TFEU, такие облигации, возможные в соответствии с Финансовым регламентом ЕС, могли бы стать основой для грантов государствам-членам для укрепления оборонного производственного потенциала Союза в сочетании с существующими стимулами для совместных исследований, разработок, производства и закупок. Это позволило бы избежать двухскоростной логики и более слабых условий, связанных с предложениями использовать Европейский стабилизационный механизм (за исключением ключевых стран, таких как Польша, Швеция и Дания) для выдачи кредитов государствам-членам ЕС на оборонные расходы.
Подобно тому, как Фонд восстановления и устойчивости, вызванный вирусом Ковида, стабилизировал европейские рынки и поддержал спрос во время и после пандемии, еврооблигации на оборону являются потенциальной переменой для оборонных амбиций ЕС благодаря потенциальной скорости и масштабу мобилизации ресурсов, а также потенциальному влиянию на дефрагментацию рынка. И, к счастью, на этот раз Конституционному суду Германии нечего возразить.
Взгляд из-за пределов секты.
Из Москвы, Будапешта и Белграда раздаются предупреждения о том, что дальнейшее движение ЕС по этому пути увеличивает угрозу войны, и они приходят к выводу, что именно этого хочет Брюссель.
Москва принимает к сведению планы фон дер Ляйен и, по словам пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, готовится к этому:
«[Это] подтверждает общий настрой европейских государств на милитаризацию, эскалацию напряженности, конфронтацию и опору на конфронтационные методы в своей внешней политике», - сказал Песков, - „Здесь все достаточно очевидно“.
Представитель Кремля добавил, что хотя Россия не представляет угрозы для ЕС, действия его стран-членов в отношении Украины «исключают любую возможность диалога и учета российских озабоченностей». Таковы реалии, в которых нам приходится жить, и это заставляет нас соответствующим образом выстраивать наши внешнеполитические подходы», - сказал Песков.
Премьер-министр Венгрии Орбан, которого ЕС по-детски отчитал за мирные разговоры с мировыми лидерами, продолжает предупреждать об уровне заблуждений в Брюсселе. Его последнее заявление содержится в статье в газете Magyar Nemzet:
Брюссельские бюрократы хотят этой войны, они считают ее своей собственной и хотят победить Россию. Они продолжают отправлять деньги европейского народа на Украину, они прострелили ногу европейским компаниям санкциями, они разогнали инфляцию и сделали жизнь миллионов европейских граждан трудной.
Президент Сербии Вучич поддержал эти мысли в недавнем интервью телеканалу Pink:
«Запад хотел бы вести войну на расстоянии, через кого-то другого, вкладывая деньги и так далее, но в данный момент они не готовы [к прямому конфликту с Россией]. Будут ли они готовы? Сейчас они не готовы, но я думаю, что будут готовы. Они уже готовятся к конфликту с Российской Федерацией, и готовятся гораздо быстрее, чем некоторым хотелось бы, во всех смыслах. Мы знаем это по военным приготовлениям, мы знаем, как они идут. И я хочу сказать вам, что они готовятся к военному конфликту».
Конор Галлахер
По материалам зарубежной прессы
Спасибо что дочитали статью, ставьте лайки и комментируйте! Подписывайтесь.