Воронина Анастасия Александровна
Воронина А.А. Подписчиков: 103
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 325.1к

Новая юридическая консультация для сетевых и несетевых салонов красоты, работающих на основании договора франчайзинга

3 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,08 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Ассоциация юристов "Бизнес + право"

Кому будет полезна информация:

- сетевым и несетевым салонам красоты, работающим на основании договора франчайзинга (коммерческой концессии)

Проблема

Клиентом – сетью салонов красоты (далее – франчайзер) – заключен договор с компанией, планировавшей осуществление деятельности салона красоты (далее – франчайзи) договор франчайзинга/коммерческой концессии (далее – договор), в соответствии с условиями которого франчайзер обязан предоставить франчайзи право использования комплекса исключительных прав для открытия и осуществления деятельности салона красоты, франчайзи обязан выплатить франчайзеру единоразовый паушальный взнос, выплачивать ежемесячно роялти, ежемесячный маркетинговый сбор для осуществления франчайзером рекламно-маркетинговой деятельности, направленной на повышение популярности сети салонов красоты и увеличение потока клиентов (при этом франчайзер вправе самостоятельно определять целевое способы и методы осуществления рекламно-маркетинговой деятельности). Франчайзером был предоставлен франчайзи комплекс исключительных прав (подтверждается подписанным сторонами актом приема-передачи комплекса исключительных прав и ноу-хау). Сторонами было подписано соглашение об утверждении адреса салона красоты. Франчайзером была проведена оценка качества ремонта, наличия оборудования, необходимого для начала осуществления деятельности, в помещении салона красоты. Салон красоты был открыт франчайзи (подтверждается подписанными сторонами актом о готовности салона красоты к открытию, актом об открытии салона красоты).

Франчайзером было проведено обучение сотрудников франчайзи по направлениям: администрирование, управление, рекрутинг (подтверждается подписанным сторонами актом о проведении обучения). Франчайзером была передана франчайзи сим-карта с присвоенным абонентскими номером - официальным телефонным номером салона красоты (подтверждается подписанным сторонами актом приема-передачи сим-карты). Франчайзи был выплачен паушальный взнос, выплачивались роялти и маркетинговый сбор в размере и в сроки, установленные договором. Договор был зарегистрирован франчайзи в Роспатенте.

По истечении 8 месяцев с момента заключения договора франчайзером была получена от франчайзи досудебная претензия о нижеследующем

а) франчайзи считает договор недействительным в связи с нарушением франчайзером существенных условий договора, введением франчайзи в заблуждение до такой степени, что при должной степени разумности и осмотрительности франчайзи не заключил бы договор, по которому лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора;

b) на сайте сети салонов красоты франчайзера размещена информация о приобретении франшизы, содержащая, по мнению франчайзи, все существенные условия договора коммерческой концессии. Франчайзером франчайзи была направлена сравнительная таблица франчайзинговых пакетов, содержащая информацию о том, какие условия будут включены в договор. На сайте, в сравнительной таблице франчайзинговых пакетов, в переписке сторон не содержалась информация о том, что все условия, указанные в рекламе (оферте), не будут входить в условия договора, как это предусмотрено п.1 ст. 437 Гражданского кодекса РФ.

c) определяющим фактором при принятии франчайзи решения о заключении договора являлась публичная оферта, размещенная на сайте франчайзера, содержащаяся в сравнительной таблице франчайзинговых пакетов. Франчайзи предполагал, что все указанные в публичной оферте на сайте и в сравнительной таблице франчайзинговых пакетов условия будут являться существенными условиями договора, но указанные условия не были включены в договор, в связи с чем франчайзи были понесены убытки.

d) франчайзером не была предоставлена техническая и коммерческая документация, необходимая для осуществления деятельности салона красоты.

e) в соответствии с условиями договора франчайзи выплачивает ежемесячно маркетинговый сбор за осуществление франчайзером рекламно-маркетинговой деятельности, направленной на повышение популярности сети салонов красоты и увеличение потока клиентов, при этом условиями договора не конкретизировано, какие именно рекламно-маркетинговые мероприятия должен осуществлять франчайзер, формулировка условия договора является абстрактной, не позволяет установить, какие именно действия и каким образом будут осуществляться франчайзером. Франчайзером не предоставлено документальное подтверждение факта осуществления франчайзером рекламно-маркетинговых мероприятий, их видов, состава, характера. Таким образом, выплата франчайзи маркетингового сбора осуществлялась без встречного исполнения, что противоречит нормам законодательства и является нарушением прав франчайзи.

f) в соответствии с условиями договора франчайзер обязан осуществлять инструктаж персонала франчайзи в течение всего срока действия договора дистанционно в онлайн-режиме и посредством проведения инструктажей сотрудниками франчайзера в салоне красоты франчайзи. Франчайзером не были проведены инструктажи сотрудников франчайзи в онлайн- и оффлайн-форматах. g) в соответствии со ст. 1031 Гражданского кодекса РФ франчайзер обязан оказывать франчайзи постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников. В соответствии с условиями договора франчайзер обязан оказывать франчайзи консультативную и информационную поддержку по вопросам деятельности салона красоты. Это условие не было исполнено франчайзером, т.к. все действия, связанные с открытием салона красоты, наймом сотрудников, ведением деятельности франчайзи осуществлял самостоятельно, в частности, франчайзи самостоятельно размещал вакансии для поиска сотрудников, проводил собеседования с кандидатами, занимался вопросом размещения информации о салоне красоты в «Яндекс картах», вел переговоры по заключению договора аренды помещения для салона красоты и т.д. Франчайзером не был предложен индивидуальный план развития салона красоты франчайзи. Информация о салоне красоты франчайзи не была размещена на сайте сети салонов красоты франчайзера. Таким образом, императивное требование ст. 1031 Гражданского кодекса РФ и коррелирующее с ним условие договора не были исполнены франчайзером.

h) Франчайзером при размещении рекламы франшизы на сайте, направлении сравнительной таблицы франчайзинговых пакетов, в переписке с франчайзи – что можно квалифицировать как оферту к заключению договора - не была предоставлена информация о том, что содержащиеся в рекламе на сайте, сравнительной таблице франчайзинговых пакетов условия использования франшизы не являются условиями договора коммерческой концессии, несмотря на то, что эти условия, должны были быть включены в договор как существенные условия, т.к. стороны пришли к соглашению относительно этих условий. Следовательно, франчайзером была предоставлена заведомо ложная информация об условиях использования франшизы. Франчайзи был введен в заблуждение относительно реальных условий договора и порядке их выполнения франчайзером. Информация, содержащаяся в рекламе франшизы на сайте, сравнительной таблице франчайзинговых пакетов являлась определяющей для франчайзи при заключении договора, т.к. франчайзи считал их существенными условиями договора коммерческой концессии, который будет заключен. Таким образом, франчайзи считает договор недействительным (ничтожным) в связи с отсутствием существенных условий и требует возврата выплаченного паушального взноса, роялти и маркетинговых платежей, выплаченных за весь срок действия договора.

Досудебная претензия была оставлена франчайзером без удовлетворения. Франчайзи обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании договора коммерческой концессии недействительным (ничтожным) и взыскании с франчайзера паушального взноса, роялти и маркетинговых платежей.

Риски

- убытки франчайзера в размере сумм паушального взноса, роялти и маркетинговых платежей в случае удовлетворения исковых требований франчайзи;

- репутационные риски франчайзера;

- формирование «bad practice» для недобросовестных франчайзи.

Варианты решения

Отзыв на исковое заявление следует обосновать следующими доводами

Правовая природа договора коммерческой концессии неразрывно связана с осуществлением сторонами договора предпринимательской деятельности, о чем, в том числе, свидетельствуют требования к субъектному составу для заключения договора коммерческой концессии, предусмотренные п. 3 ст. 1027 Гражданского кодекса РФ (сторонами договора коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей), соответственно, при рассмотрении спора должны быть применены положения ст. 431.1 1027 Гражданского кодекса РФ. В соответствие с п. 2 ст. 431.1 Гражданского кодекса РФ сторона, которая приняла от контрагента исполнение по договору, связанному с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и при этом полностью или частично не исполнила свое обязательство, не вправе требовать признания договора недействительным. Франчайзером франчайзи было предоставлено право использования комплекса исключительных прав (подтверждается подписанным сторонами актом приема-передачи комплекса исключительных прав и ноу-хау), франчайзи не были заявлены претензии и замечания к составу, содержанию, способам использования комплекса исключительных прав и ноу-хау. Сторонами было подписано соглашение об утверждении адреса салона красоты. Франчайзером была проведена оценка качества ремонта, наличия оборудования, необходимого для начала осуществления деятельности, в помещении салона красоты. Салон красоты был открыт франчайзи (подтверждается подписанными сторонами актом о готовности салона красоты к открытию, актом об открытии салона красоты). Франчайзером было проведено обучение сотрудников франчайзи по направлениям: администрирование, управление, рекрутинг (подтверждается подписанным сторонами актом о проведении обучения). Франчайзером была передана франчайзи сим-карта с присвоенным абонентскими номером - официальным телефонным номером салона красоты (подтверждается подписанным сторонами актом приема-передачи сим-карты). Франчайзи был выплачен паушальный взнос, выплачивались роялти и маркетинговый сбор в размере и в сроки, установленные договором. Договор был зарегистрирован франчайзи в Роспатенте. Таким образом, франчайзи было принято исполнение франчайзером обязательств по договору и предоставлено встречное исполнение (выплата паушального взноса, роялти, маркетинговых сборов, государственной пошлины за регистрацию договора в Роспатенте), что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании договора недействительным.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", п. 3 ст. 154, п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, путем совершения сторонами конклюдентных действий – т.е., когда из поведение сторон свидетельствует об их намерении заключить договор (п. 2 ст. 158, п. 3 ст. 432 432 Гражданского кодекса РФ).

После направления франчайзером франчайзи проекта договора франчайзи не были заявлены замечания, возражения к условиям договора, что дало основания франчайзеру считать, что франчайзи как субъектом предпринимательской деятельности и профессиональным участником коммерческого оборота была проявлена достаточная мера осмотрительности при проверке проекта договора и принятии решения о заключении договора. Согласие франчайзи с заключением договора на условиях, предложенных проектом договора, было выражено посредством совершения франчайзи конклюдентных действий по смыслу п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ, а именно, подписанием договора, участием при регистрации договора в Роспатенте.

Довод франчайзи о том, что информация, содержащиеся в рекламе на сайте, сравнительной таблице франчайзинговых пакетов, которая, по мнению франчайзи является офертой по смыслу ст. 437 Гражданского кодекса РФ, не соответствует условиям договора коммерческой концессии, несостоятелен по следующим основаниям. В соответствие с ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны свободны при определении условий договора при условии соблюдения действующего законодательства РФ. Франчайзером франчайзи был направлен проект договора, Франчайзи не были заявлены замечания, возражения к условиям договора, например, в форме протокола разногласий. Франчайзи было выражено согласие с условиями договора (подтверждается заверением в п. 16.7. договора: «Пользователь подтверждает, что он получил, ознакомился и понял содержание настоящего Договора, имел достаточно времени и возможностей для оценки потенциальных рисков и возможной выгоды, связанных с заключением настоящего Договора и осуществления предпринимательской деятельности»).

Таким образом, истец имел возможность предварительного ознакомления с условиями договора для оценки потенциальных рисков заключения и исполнения договора, представления замечаний, возражений к проекту договора.

Довод франчайзи о том, что в рекламе на сайте, сравнительной таблице франчайзинговых пакетов содержатся существенные условия договора необоснован по следующим причинам. В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, определенные законодательно как существенные или необходимые для договоров данного вида, те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В рекламе на сайте, сравнительной таблице франчайзинговых пакетов, переписке с франчайзи франчайзером не было заявлено о том, что условия использования франшизы, содержащиеся в рекламе на сайте, сравнительной таблице франчайзинговых пакетов, являются i) существенными условиями договора коммерческой концессии, ii) имеют характер рамочного договора и/или оферты. Соответственно, условия использования франшизы, содержащиеся в рекламе на сайте, сравнительной таблице франчайзинговых пакетов, не могут быть квалифицированы как публичная оферта, являются рекламной, ознакомительной информацией об условиях использования франшизы по смыслу ст. 435 и ч. 1 ст. 437 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 437 Гражданского кодекса РФ предложение заключить договор, адресованное неопределенному кругу лиц, из которого не вытекает, что отправитель намерен заключить договор с любым, кто получит такое предложение, например, реклама товара, не признается офертой. В рекламе на сайте, сравнительной таблице франчайзинговых пакетов отсутствует информация о том, что i) изложенные в них условия использования франшизы являются существенными условиями договора коммерческой концессии, ii) франчайзер готов заключить договор коммерческой концессии с любым лицом, обратившимся к нему по вопросу приобретения франшизы. Таким образом, франчайзи ошибочно квалифицирует рекламу на сайте, сравнительную таблицу франчайзинговых пакетов как публичную оферту. В противоречие п.1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ франчайзи не предоставлены доказательства, подтверждающие предоставление франчайзером заверений и гарантий того, что условия использования франшизы, изложенные в рекламе на сайте, сравнительной таблице франчайзинговых пакетов, будут включены в договор в качестве существенных условий. Следовательно, есть основания считать исковые требования франчайзи о признании договора коммерческой концессии недействительным (ничтожным) и взыскании с франчайзера паушального взноса, роялти и маркетинговых платежей необоснованными.

Дополнительные рекомендации

Включать в договор коммерческой концессии заверение франчайзи, например: «Пользователь подтверждает, что он получил, ознакомился и понял содержание настоящего Договора, имел достаточно времени и возможностей для оценки потенциальных рисков и возможной выгоды, связанных с заключением настоящего Договора и осуществления предпринимательской деятельности».

https://businessandlaw.ucoz.net/index/dlja_bjuti_industrii/0-37

https://businessandlaw.ucoz.net/index/part_2_dlja_bjuti_industrii_ritejlerov_parfjumerno_kosmeticheskoj_produkcii/0-60

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Воронина Анастасия Александровна

"Истец отказался от иска": как мой простенький отзыв на иск заставил правообладателя отступить в суде

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня расскажу Вам историю из моей юридической практики. Меня зовут Дарья Алексеевна, я юрист и писательница. Часто пишу не только тексты, но и процессуальные документы,...

Мнение КПРФ о бюджете страны и сложности момента.

Понятна каждому чрезвычайно сложная нынешняя ситуация, когда страна находится в военном противостоянием не столько с Украиной, сколько со всем «цивилизованным» Западом. И мы – коммунисты прекрасно понимаем.

Цена неуместной шутки. Журналистку уволили за высказывания о пассажирах самолёта, терпящего бедствие.

Недавний инцидент с увольнением журналистки «Москвы 24» Евгении Оболашвили за ее неуместные и бесчеловечные высказывания в адрес пассажиров терпящего бедствие самолета вызвал широкий общественный резонанс.
00:28
Поделитесь этим видео

Жуткая история из Кирова: пенсионер умер во время задержания за кражу настойки за 300 рублей

Жуткая история произошла в Кирове, там 67 - летний пенсионер умер после того как продавщица, грузчик и охранник повалили старика на землю, замотали ему руки и ноги скотчем, а потом и сели на него,...
01:11
Поделитесь этим видео

"Истец отказался от иска": как мой простенький отзыв на иск заставил правообладателя отступить в суде

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня расскажу Вам историю из моей юридической практики. Меня зовут Дарья Алексеевна, я юрист и писательница. Часто пишу не только тексты, но и процессуальные документы,...