"Когда смешно, тогда не страшно", к Дню уголовного розыска

Скриншот кадра из телесериала "Улицы разбитых фонарей" ("Менты")
На судьбу пенять негоже,
Коль милиция — семья,
Если я не мент, то кто же,
Кто же мент, если не я.
Жизнь других меня тревожит,
Даже больше чем своя,
Если я не мент, то кто же,
Кто же мент, если не я.
(из подсмотренного в Интернете)
5 октября 1918 года в Наркомате внутренних дел РСФСР произошло поистине эпохальное событие — коллегия НКВД приняло постановление о создании Центрального управления уголовного розыска (Центророзыск). В рамках структуры Центророзыска в большинстве городов при местных органах милиции предполагалось создать "специальные подразделения для охраны порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом".
Возможно ли в отечественном кино увидеть комедийный фильм про отечественных же розыскников? Французы любят в кинематографе высмеивать своих правоохранителей, хотя нельзя сказать, что они принципиально не приемлют полицию и другие отечественные спецслужбы из-за слишком укоренившихся революционных традиций. Своих полицейских, разведчиков, контрразведчиков французы любят и ценят, если верить опять же французскому кино. И если по первому тезису можно навскидку сразу назвать целый список прекрасных комедий: все серии с Луи де Фюнесом про жандармов из Сен-Тропе, им же исполненный инспектор Жюв в "Фантомасе", фильм "Такси" с продолжениями, "Инспектор-разиня", "Откройте, полиция". То и в защиту второго тезиса уже достаточно назвать имена таких звёзд французского кинематографа как Жан-Поль Бельмондо и Ален Делон, вспомнив многочисленные созданные ими образы в фильмах, где они играли полицейских или сотрудников спецслужб. А Ален Делон даже защищал честь мундира французских сыскарей в совместной с СССР кинокартине.
Французская звезда в советском кино: "Тегеран-43", памяти Алена Делона
На похоронах же Жан-Поля Бельмондо в память его заслуг перед Францией через создание образов храбрых, умных и честных полицейских и других спецслужбистов ему были отданы воинские почести и даже звучала знаменитая мелодия из фильма "Профессионал".
Уходящая эпоха: Жан-Поль Бельмондо
В советском и российском кинематографе до поры до времени относиться к правоохранительным органам можно было как угодно от любви до ненависти и презрения, но ни в коем случае не иронично. Никоим образом ни в литературе, ни в кино не предполагался сколько-нибудь комичный персонаж из числа, например, сотрудников уголовного розыска. Но кто же ещё мог с неподдельным юмором изобразить работу уголовного розыска, как не сам сыскарь? Так оно и случилось, когда 30 лет назад в печати вышла книга детективных историй под авторством Андрея Кивинова.
"Кошмар на улице Стачек": будни уголовного розыска 30-летней давности
Сначала в один год сразу 2 сборника коротких детективных повестей, а через 3 года первая экранизация в качестве телефильма "Улицы разбитых фонарей".

Коллаж автора из скриншотов кадров заставки телесериала "Улицы разбитых фонарей" (1997)
Потом всё это выросло в телесериал в несколько сезонов, и каждый новый сезон всё более отдалялся от первоначального замысла, авторов и даже актёров. Самый первый, так сказать, коренной состав основных персонажей — оперативников уголовного розыска (УР) тоже не был перенесён один в один из книг Андрея Кивинова. Чтобы внимание телезрителей было занято развитием сюжетной линии из всё новых и новых историй с любимыми героями, персонажи из телесериала стали сборными, включая в себя качества разных героев, и не только качества, но и целые истории, произошедшие с разными героями. Всего главных героев, переходивших из сезона а сезон, шестеро: начальник ОМ № 85 подполковник Петренко (исп. Юрий Кузнецов), начальник ОУР майор Олег Соловец (исп. Александр Половцев), старший оперуполномоченный УР капитан Андрей Ларин (исп. Алексей Нилов), оперативники капитан Владимир Казанцев (исп. Александр Лыков), старший лейтенант Анатолий Дукалис (исп. Сергей Селин) и лейтенант Вячеслав Волков (исп. Михаил Трухин). Начальник 85-го ОМ в телефильме носит прозвище от подчинённых Мухомор, в книге таковое было у начальствующего персонажа по фамилии Грибанов, что логичнее объясняется. Старший опер Ларин Андрей Васильевич — это даже по имени 2 персонажа: Андрей Кивинов и Кирилл Ларин, но по сумме характерных черт больше первый. Герой-любовник Казанцев по прозвищу Казанова в самой первой повести — это молодой опер Клубникин. А вот в 9-й серии "Блюз осеннего вечера" Владимир Казанцев "отрабатывает" за книжного Кирилла Ларина. Дукалис тоже достаточно многолик: в серии "Инферно" он действует в камере как книжный опер по фамилии Белкин. Но сериал из-за этого не пострадал, сделав исполнителей главных ролей настоящими звёздами кинематографа.

Коллаж автора из скриншотов кадров из телесериала "Улицы разбитых фонарей" ("Менты")
Нестандартные методы оперов, что в сериале "Улицы разбитых фонарей", что в книгах Андрея Кивинова напомнили об одном персонаже из оперской карьеры автора данной статьи. Было это в первой половине 1990-х, в одном из ОМ Нижегородской области трудился старый сотрудник УР Багров Валерий Иванович. Трудился всю жизнь "на земле", в начальники не выбился, этакий матёрый детектив из французских книг и американских фильмов, чем-то похожий на Филиппа Нуаре в "Откройте, полиция", только улыбавшийся чаще благодаря привычке к крепкому спиртному в качестве допинга в работе. Много с ним было интересных и забавных случаев, много про него ходило легенд. Один короткий комичный эпизод — пришедши с утра в отделение на работу застал молодых коллег-оперов в расстройстве после ночного задержания какого-то серьёзного негодяя, который упорно ни в чём не сознавался. Тогда Валерий Иванович забрал его к себе в кабинет, где состоялся примерно следующий диалог.
— Не колешься?
— Нет.
— Ну и правильно. Чистосердечное признание для тех, кто в тюрьму торопится. И не бойся, я тебя бить не собираюсь. Меня китайцы научили одному способу, сейчас покажу.
Тут Валерий Иванович берёт из-под стола валенок (а дело было летом или ранней осенью) и вполсилы по затылку злодея.
— Не больно, сынок?
— Неееет (обескураженно).
— Ну и хорошо. Хороший китайский способ. К вечеру так ноги протянешь, и следов не останется.
И ещё пару лёгоньких подзатыльников в придачу. Через 15 минут милой беседы у молодых коллег Валерия Ивановича на столе было уже чистосердечное признание от этого злодея.

Коллаж автора из скриншотов кадров из телесериала "Убойная сила"
Сериал "Менты" всё больше походил на то, с чем спорили книги и сценарии Андрея Кивинова — со сказками про разбитных копов а-ля Голливуд. В конце концов в 2000 году на телевизионные экраны вышел новый сериал, названный также, как и одно из произведений Андрея Кивинова — "Убойная сила". Первый сезон прошёл в духе некоторой преемственности от старого коллектива ментов к новому. Но потом в ситуацию вмешались коммерческие права и в следующих сезонах Дукалис, Ларин, Волков, Казанцев, Соловец, Петренко (Мухомор) останутся лишь упоминаниями в разговорах. Зато новый сериал обогатить "ментовскую эпопею" новыми героями — Василий Рогов и Игорь Плахов. Великолепно исполненная роль Рогова сделает Андрея Федорцова едва ли не главным комедийным актёром российского кинематографа. Ну, а исполнитель роли Игоря Плахова артист Константин Хабенский вообще станет одним из самых востребованных отечественным кинематографом актёров.
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка"на площадке Дзен под заголовком "Когда смешно, тогда не страшно", к Дню уголовного розыска".
Спасибо за интересную публикацию!
Вам спасибо за уделённое внимание. Заходите ещё.