
Римская инквизиция
В 1542 году Европа раскололась на соперничающие политические и религиозные лагеря, порожденные Реформацией. Католичество, которое охватывало практически всю Европу, раскололась, но вопрос о том, где будут проходить границы, оставался открытым. Обе стороны, католическая и протестантская, были убеждены в правоте своих целей и верили, что они одержат верх и Европа снова будет исповедовать единую религию, а еретики/паписты будут уничтожены.
Важно помнить, что ни одна из сторон в этом конфликте не верила в право человека на свободу совести или вероисповедания. Это было не потому, что они были глупыми или высокоморальными, а скорее вытекало из мировоззрения, которое разделяли обе стороны: они имели дело с судьбами бессмертных душ людей. Несмотря на это, ни одна из сторон не оспаривала права людей упорствовать в том, что они считали ересью. Обе стороны также горячо верили в идеал социального единства, в государство под руководством своего монарха, исповедующего единую веру в единого бога.
Только ужасные последствия религиозных войн во Франции, а также Тридцатилетней войны в Центральной Европе и Германии убедили обе стороны в том, что попытки вернуть Европу к конфессиональному единству силой бесполезны. Измученные конфликтом, соперничающие группировки подписали Вестфальский мир в 1648 году, фактически положив конец европейским религиозным войнам.
Римская инквизиция была одним из учреждений, усиливших напряженность в XVI и XVII веках.
Папа Павел III основал Римскую инквизицию в 1542 году как ведомство католической церкви, призванное следить за тем, чтобы государства, находящиеся в союзе с Церковью, выполняли папские буллы, а также искореняли ересь и действовали как часть более широкой католической контрреформации.
На практике римская инквизиция действовала в основном в пределах государств Итальянского полуострова (Италия не станет единой страной еще 300 лет), стремясь устранить протестантское влияние и сохранить католическую ортодоксальность. Папа Сикст V еще больше развил организацию инквизиции в 1588 году, опубликовав "Immensa aeterni Dei", присвоив ей официальное название "Высшая священная конгрегация римской и вселенской инквизиции". Таким он оставался в течение трех с половиной столетий, до 1908 года, когда его переименовали в Высшую священную конгрегацию Святой канцелярии, которой он оставался до 1965 года, когда его название было вновь изменено на Конгрегацию доктрины веры.
На протяжении своей долгой истории римская инквизиция, несмотря на свою репутацию, была сравнительно мягкой репрессивной силой. Скептически относясь к обвинениям в колдовстве, она действовала в целях противодействия широкомасштабной европейской охоте на ведьм в 16-17 веках. Инквизиция оставалась твердой в своем убеждении, что шабаши ведьм были скорее иллюзией, чем реальными событиями, настаивала на том, что ведьмы не могут быть осуждены исключительно на основании показаний свидетелей, которые могли затаить злобу на обвиняемых, и, как правило, воздерживалась от пыток как средства принуждения к признанию. В результате в Италии было значительно меньше судебных процессов над ведьмами и казней, чем в других частях Европы, хотя, как и везде на континенте, светские власти преследовали ведьм с меньшими юридическими ограничениями.
Однако, несмотря на свою сдержанность, римская инквизиция приобрела дурную славу как символ предполагаемого подавления католической церковью свободы мысли. Причиной такой дурной славы является один-единственный случай: суд над Галилео Галилеем.
Это дело приобрело такую известность, что некоторые люди искренне верят, что Церковь сожгла Галилея на костре за то, что он сказал, что Земля вращается вокруг Солнца. Судебный процесс был представлен как убедительное доказательство того, что Церковь выступала против прогресса и стремилась подавить свободу исследования.
На самом деле, судебный процесс был результатом научного соперничества и высокомерия Галилея. Будучи одним из пионеров астрономии, Галилей использовал свой телескоп для наблюдения за фазами планеты Венера и четырех спутников Юпитера. Общепринятой моделью того времени была геоцентрическая модель Птолемея, в центре которой находилась Земля, а Солнце и планеты вращались вокруг нее. Однако Николай Коперник, польский священнослужитель, уже разработал альтернативную модель Вселенной с Солнцем в центре и планетами, вращающимися вокруг него.
Проблема заключалась в том, что ни одна из моделей не соответствовала наблюдениям за тем, как на самом деле ведут себя планеты и Солнце. Это было связано с тем, что модель Коперника была неверной: орбиты планет эллиптические, а не сферические, и само Солнце не неподвижно, а движется в более широкой Вселенной. Однако, поскольку Коперник излагал свои идеи как теорию, а не как установленный факт, это не было проблемой, и у обеих моделей были свои приверженцы.
Однако Галилей был убежденным последователем гелиоцентрической модели. Он опроверг возражения против этой теории, которые на самом деле были вполне обоснованными, и, несмотря на то, что у его работы было много сторонников среди иезуитов в Риме, он пошел дальше и опубликовал свой Диалог о двух основных мировых системах в 1632 году. Написать эту книгу Галилея побудил сам папа римский Урбан VIII, который был ярым сторонником работы Галилея, несмотря на то, что часть Церкви подвергалась нападкам за его покровительство. Папа Урбан VIII попросил Галилея изложить в книге аргументы за и против двух конкурирующих систем и добился того, чтобы Галилей получил официальное разрешение римской инквизиции на публикацию книги.
Итак, по настоятельной просьбе папы римского Галилей написал этот диалог. Он вложил аргументы в пользу гелиоцентризма в уста философа по имени Сальвиати, а аргументы против него - в уста персонажа по имени Симплицио, что является каламбуром от итальянского слова "semplice", означающего "простодушный". Далекий от беспристрастности, Галилей привел все доводы в пользу своего желаемого вывода. Что было еще хуже, с точки зрения папы, так это то, что Галилей, казалось, отождествлял его с персонажем Симплицио.
Галилей умудрился в одночасье потерять своего единственного самого могущественного и влиятельного сторонника - и сделал это совершенно напрасно. Он предстал перед инквизицией, его взгляды были осуждены, и от него потребовали официального отречения от них под страхом наказания. История о том, что Галилей пробормотал “Eppur si muove” (“И все же она вертится”) после своего официального отречения, по-видимому, является более поздней выдумкой, впервые появившейся спустя столетие после смерти Галилея.
Инквизиция приговорила Галилея к домашнему аресту, а не к тюремному заключению, и оставшиеся десять лет своей жизни он провел на своей вилле, хотя ему и разрешили съездить во Флоренцию за медицинской помощью. Дело Галилея было использовано полемистами в 19 веке для продвижения идеи о том, что религия и наука в корне противоречат друг другу. Однако современные историки показали, что этот случай не имел ничего общего с подавлением научных знаний, а был связан со столкновением личностей, действующих на фоне политического конфликта. Если Галилей и был мучеником в чем-то, так это в своей неспособности удержаться от оскорблений своих собственных сторонников.
Нравиться заметка?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Нравится, только без мягкого знака.
Инквизиция - это серьезно.
Думаю я что инквизиция в Средние века сожгла много красивых баб.