FAA продвигает комитет по пересмотру правил лицензирования ракетных запусков

ВАШИНГТОН — Федеральное управление гражданской авиации США приступило к формированию долгожданного комитета для оценки путей совершенствования правил лицензирования запусков, поскольку один из руководителей призывает к гораздо более существенным изменениям.
14 ноября FAA объявило о создании комитета по разработке правил в области аэрокосмической промышленности, также известного как SpARC, который будет изучать потенциальные изменения в правилах FAA Части 450 по лицензированию запусков и возвращений. Ожидается, что SpARC проведет свое первое заседание в начале декабря.
«FAA стремится обновить правила лицензирования, чтобы способствовать большей ясности, гибкости, эффективности и инновациям», — сказал в своем заявлении Кельвин Коулман, заместитель администратора FAA по коммерческим космическим перевозкам. «Вынесение своевременных решений по лицензированию без ущерба для общественной безопасности является главным приоритетом».
Правила Части 450 вступили в силу в марте 2021 года после ускоренного процесса нормотворчества, инициированного Директивой о космической политике № 2 первой администрации Трампа. Правила были направлены на упрощение лицензирования запусков и возвращения в атмосферу, но многие компании сообщили о проблемах с подачей заявок на получение лицензий в соответствии с новыми правилами.
Часть 450 была ключевой темой на слушаниях 10 сентября в космическом подкомитете Комитета по науке Палаты представителей . «То, как она реализуется сегодня, вызвало серьезные задержки лицензирования, путаницу и ставит под угрозу наше давнее лидерское положение», — сказал на этом слушании Дэйв Кавосса, президент Федерации коммерческих космических полетов.
На заседании Консультативного комитета по коммерческому космическому транспорту (COMSTAC) 16 сентября Коулман заявил, что FAA планирует обратиться к компаниям, прошедшим процесс лицензирования по Части 450, с просьбой принять участие в SpARC. В своем объявлении от 14 ноября FAA не раскрыла состав комитета, но заявила, что «пытается пригласить заинтересованные стороны к участию».
Необходимо срочно обновить правила Части 450, поскольку все существующие лицензии, выданные в соответствии со старыми правилами, должны быть переведены в Часть 450 к марту 2026 года. FAA заявило, что SpARC представит окончательный отчет с рекомендациями в конце лета 2025 года, который FAA будет использовать в качестве информации для любого будущего нормотворчества с целью пересмотра правил.
«Мы с нетерпением ждем, когда сможем это реализовать», — сказал Коулман о SpARC на встрече COMSTAC.
На этой встрече и в других случаях он сказал, что проблемы, с которыми сталкиваются компании, могут быть следствием скорости разработки правил: около двух лет по сравнению с пятью годами для стандартного процесса нормотворчества. Новое правило также переходит от предписывающих подходов, когда FAA предписывало конкретные способы соблюдения правил, к подходу, когда компании могут разрабатывать собственные подходы, но затем должны продемонстрировать их эффективность FAA.
«Мы знали с самого начала, что 450 — не идеальное правило», — сказал он в COMSTAC. «Мы знали, что в какой-то момент нам придется вернуться к столу и по-новому взглянуть на 450: не полностью, но исправить некоторые изъяны и некоторые проблемы и трудности».
Время объявления FAA заставило некоторых задуматься, связано ли это с планами новой администрации Трампа создать комитет «Департамент эффективности правительства» с целью сокращения государственных расходов и регулирования. Илон Маск, генеральный директор SpaceX, будет сопредседателем комитета.
Однако в феврале FAA объявило о своем намерении создать SpARC Части 450. На встрече COMSTAC в сентябре Коулман заявил, что ожидает начала работы SpARC осенью.
От тысяч страниц до пяти
Одним из самых ярых критиков положений Части 450 была компания SpaceX. Компания столкнулась с трудностями при получении лицензий на свой корабль Starship через положения Части 450, и руководители компании ранее предупреждали, что «вся система регулирования находится под угрозой краха» из-за проблем, с которыми она и другие столкнулись в связи с Частью 450.
Выступая на 31 -й ежегодной инвестиционной конференции Baron 15 ноября, Гвинн Шотвелл, президент и главный операционный директор SpaceX, сообщила, что компания не смогла получить лицензию на возвращение в атмосферу согласно Части 450 для своего космического корабля Dragon, несмотря на его обширную историю полетов.
«Я не смогла получить лицензию на повторный въезд Dragon в Часть 450, так что вы можете себе представить, какие трудности у нас возникли со Starship», — сказала она.
Она утверждала, что проблема с процессом регулирования заключается в том, что он относится к эпохе, когда запуски были гораздо менее частыми. «Я запускаю Falcon каждые два или два с половиной дня, и регулирование просто не было создано для того, чтобы успевать за этим».
Шотвелл призвала к радикальному изменению процесса регулирования. «Все начинают осознавать во всех отраслях, что регулирование необходимо переосмыслить. Я, вероятно, трачу больше половины своего времени на работу над вопросами регулирования», — сказала она.
Она рекомендовала, чтобы правила были сосредоточены на результате, а не на конкретных процедурах. В случае запуска, такого как Starship, сказала она, это означает обеспечение безопасного запуска, который не причинит вреда людям. «Это очень простые вещи, но правила запуска — это тысячи страниц».
«Вам принципиально нужно разбить текущие правила и выяснить, что важно, и создать только те правила, которые можно прочитать. Никто не будет читать тысячи страниц», — сказала она. «Подумайте, как сделать это на пяти страницах, тогда все это прочитают, все это поймут, и мы все вместе сможем быстро двигаться вперед».
Она признала, однако, что такая крупная реформа будет долгосрочным процессом. В то же время, сказала она, «мы будем работать над освобождениями, руководящими документами, чтобы попытаться ввести в действие режим регулирования».