Кончилась страсть к халяве, или Почему я больше не езжу зайцем
Не знаю, как в других городах, но в нашей Северной столице едва ли не третья часть наземного пассажирского транспорта уже два года ходит без кондукторов. Вообще. Представьте себе, какая халява, да?
Халява, сэр!
Сначала народ настороженно относился к автобусам и троллейбусам без кондукторов. Многие пытались всучить деньги водителю, а ему, бедолаге, строго-настрого запрещено совмещать свои опции с обилечиванием пассажиров. Да и нечем это делать.
Вскоре во всех таких салонах появились новенькие валидаторы для считывания банковских карт:
Новый валидатор
Оплата по карте чуть выше, чем по проездному билету. Но для тех, у кого их нет, а в культурном городе на Неве туристов достаточно – это действительно выход.
Так вот первое время я неоднократно замечала, как многие граждане быстро расслабились и перестали оплачивать проезд. Да что греха таить, и сама неоднократно так делала. Правда лишь в том случае, если мне удавалось опуститься на сиденье возле валидатора, чтобы в случае появления на линии контроля быстренько провести билет. В отличие от злостных зайцев, часто я успевала сделать это до того, как контролёр проведёт своей картой по считывающему устройству.
Старый валидатор
Ведь все да понимают, зачем он это делает, да? Все пассажиры, проводившие карту после него, считаются зайцами.
Но поскольку никто никогда никого не штрафовал, то народ быстро успокоился и начал ездить, прикинувшись маленьким пушным зверьком.
До поры.
Штраф 500 рублей!
С 2024 года в городе появились контролёры с опцией штрафования граждан. Несколько раз я была свидетелем, как это делается. На месте с вас никто денег не берёт. Просто просят персональные данные и привет: ждите квитанцию на 500 рублей на "Госуслугах".
Надо ли говорить, что ученические и пенсионные проездные, а также «карты петербуржца» привязаны к ГУ и идентифицировать нарушителя вообще не проблематично? Да и документы, удостоверяющие личность, к слову, в большом городе люди чаще всего при себе имеют.
Так что за год пассажиры привыкли к контролю как данности и... стали чаще прикладывать проездные к валидаторам сразу при входе.
Маленькая радость и большой нерадостный ответ
Так вот доходим до того, почему я перестала ездить зайцем. И нет, дело вовсе не в штрафе – на таковой я не нарывалась потому, что моё резкое осознание того, что каждая услуга должна быть оплачена, произошло примерно год назад.
Осенью 2023-го. Эдакий инсайт.
До этого, садясь в пустой салон, особенно, если проехать надо 1-2 остановки, я конечно, предпочитала не тратить эти несчастные 40 рублей.
Но есть такой закон, о котором даже Ньютон говорил. Это закон сохранения энергии. Или, иначе говоря: если где-то убыло, значит, где-то прибыло и наоборот.
Даже если не брать во внимание понятие бумеранга, так любимого современными эзотериками, и не вспоминать, что во многих религиях, философских воззрениях и прочих мировоззрениях говорится о том, что любое добро и зло возвращается к человеку, то сам факт того, что ты получаешь услугу, но не оплачиваешь её, думаю, большинству понятен без объяснений.
Ведь никто из вас не просит в магазине бесплатно товар. И не пытается без билета попасть на самолёт или поезд.
Конечно, я помню ту маленькую сиюминутную радость от мысли, что удалось сэкономить на дороге 25–30–40 рублей… Но ещё больше я помню гнетущее чувство обиды от того, что происходило потом:
- то проездной потеряешь,
- то деньги валидатор спишет дважды,
- то не успеешь из-за пробки сделать пересадку вовремя и вынужден заплатить по полной вместо 10 рублей.
И каждый раз думаешь: ну так же не честно!
А ведь если вдуматься, такая ситуация – банально ответ Вселенной на проезд без оплаты, как щелчок по носу. И ожидать такое «возмездие» приходилось, как правило, не так уж и долго. Правда, про собственный косяк человек уже давно забыл, а вот обиду на «несправедливость» будет помнить ещё долго.
Я больше не зайка
В какой-то момент моя реальность стала выпуклой. Я явственно ощутила, что за каждый сэкономленный рубль так или иначе, а всё равно приходится расплачиваться. И часто – с «процентами».
А кредиты и займы я не люблю. Так зачем создаю себе похожую ситуацию сама?
Пришло осознание: если мне чужого товара не надо, то и ворованной услуги – тоже. И с тех пор я всегда прикладываю карточку к валидатору сразу на входе.
Просто потому, что уважаю себя. Ведь каждая услуга должна быть оплачена – таков закон. Если я не хочу ходить на работу бесплатно, то не должна и к чужому труду относиться как к одолжению.
Наверное, до такой мысли нужно было дорасти.
Кстати, после того, как я перестала ловить халяву в транспорте, прибавилось в других местах, где это более стабильно и приятно – в частности подняли оклад. Теперь даже мысли о радости в экономии 44 рублей не возникает.
Вы можете не соглашаться со мной и продолжать считать, что транспорт не достоин оплаты. Ваше право.
Но я для себя решила чётко:
От этих 44 рублей я не разбогатею точно так же, как и не обеднею.
И, вы знаете, как-то сразу нашёлся удобный и выгодный маршрут до дома без лишних пробок за 78 рублей с неограниченным количеством пересадок в течение 90 минут. Транспорт приходит вовремя, я плачу аккуратно. Все довольны.
А вы всё ещё ездите зайцем?
Коллаж и фото – мои.
А вы всё ещё ездите зайцем?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Этим летом пришлось в Питере стать зайцем. Мою карту от банка Т валидатор не считывал. Первый раз думала ошибка, второй повторилось, после третьего позвонила в банк, сказали, все нормально с картой, разбирайтесь с перевозчиком. Никто контакты куда звонить не знал. И ладно, так и ездила на халяву, была готова заплатить штраф, но обошлось. Так что задолжала рублей 300 точно. Перевела их давно на благотворительность, чтоб бумеранг знал))
Интересная история. Но ту вы не виноваты. Про Т-банк не знала, что такое бывает.
Видела только. что карты в стоп-листе ин6огда бывают, если на них есть долг или уже раз не хватило на оплату проезда.
Как раз про стоп-лист что-то такое поддержка говорила, но повода попасть в него у меня точно не было. Скорее всего, какой-то сбой был в прогремме перевозчика. В других местах карта работала без перебоев.
Они с этим стоп листом охренели, я раза 2 попадал. Оплата по карте не проходит, я плачу по другой, а мою первую карту в стоп лист, типа я проехал зайцем и теперь должен оплатить долг, чтобы сняли со стоп листа! Сколько писао, жаловался, даже в прокуратуру - бесполезно. Не стал связываться с судом, хотел подать ещё и за оскорбление, что меня зайцем посчитали, а я всегда платил!
Ещё в советское время весь транспорт был с классами, куда бросали монетки и открывали билет.
В Москве то де самое.Ездили недавно на ВДНХ.Сели в трамвай и приложили карту.Одну приложили..не считывает.Приложили другую.А народ вообще не морочился.Даже и не прикладывал. Контролёров за пол года я не видела вообще.
правильное решение для очистки совести ))
""""""Вы можете не соглашаться со мной и продолжать считать, что транспорт не достоин оплаты. Ваше право"""" НАСЧЕТ последней фразы. Когда я написал жалобу в Прокуратуру на работодателя, не оплатившего нашу с напарником работу(по 16 тыс руб, 2018) и послал работодателю копию жалобы и предложение, что я отзову её, если он заплатит сразу, он ответил:Это Ваше право. Так вот эту шарагу оштрафовали на (800тыс+800 тыс руб, нас же двое), уволили этого замдиректора, который писал про Ваше право.... Деньги заплатили на 3-й день
Полностью согласен с Вами , хорошо когда совесть чиста и никому ничего не должен!
Хорошо)
Нет, всегда оплачиваю проезд.
Я еще никогда без билета не ездил на общественном транспорте. Это нечестно даже по отношению к самому себе, а не только к государству. Хотя знаю немало людей, которые часто любят использовать халяву. И не только для проезда в общественном транспорте. Есть много любителей покушать за чужой счет, попользоваться чужими средствами передвижения. и так далее.