Счастье в чем
Окунувшись в атмосферу загадочного города, вы сталкиваетесь с мистической надписью на воротах:
«Добро пожаловать гостю — здесь найдёшь блаженство. Здесь удовольствие — высшая ценность».
Какие образы и мысли тотчас же всплывут?
Возможно, невольно возникнут стереотипы о декадентских затеях, ведь в глубине души человека таится исконная склонность к излишествам.
"Ах, как забавно будет поведать друзьям: 'Проходил я мимо... Там такой разгульный сад!'",
— подумает про себя каждый второй встречный.
Однако мало кто знает истинное предназначение этого места.
За воротами скрывалась философская академия Эпикура, известная как "Эпикуров Сад".
В те времена неправильное понимание его учения было распространённым явлением даже среди духовного сословия — так защищал его Григорий Богослов и Иоанн Дамаскин.
Какие же удовольствия предлагал Эпикур?
Философ различал три категории наслаждений:
- 1. Естественные и необходимые: сон, пища, утоление жажды — те радости, что избавляют от страданий.
- 2. Естественные, но не обязательные: деликатесы вместо простой еды или любовь как более тонкое удовольствие.
- 3. Неестественные и ненужные: слава, почести — пустышки для настоящего блаженства.
Для Эпикура счастье заключается в радостном восприятии самого существования:
"Представьте гостя на пыльной дороге Афин. Жара невыносима, жажда мучит... Входит он в Сад и встречает друга философа, который предлагает простую пищу и воду: 'Насладись этим — вот настоящее блаженство'".
Стремление к счастью по Эпикуру зиждется на двух столпах:
- - Атараксия (душевное спокойствие)
- - Апония (отсутствие телесных страданий)
Именно в этой гармонии, когда нет физической боли и душа не тревожится, открывается подлинное счастье.
Как после долгого холода — тепло тела;
как жаждущий находит источник воды...
Это ли не высшее блаженство?