
Александр Цфасман - легенда советского джаза
Имя Александра Цфасмана хорошо знакомо любителям джаза, поскольку он стоял у истоков этого жанра в Советском Союзе. Да и по возрасту он как раз является ровесником американским коллегам – Луи Армстронгу, Дюку Эллингтону, поскольку родился еще в Российской империи – 9 декабря 1906 года. Цфасман прежде всего пианист, а также композитор, аранжировщик. Уже в 13 лет (1919) он получил первую премию за исполнение Одиннадцатой рапсодии Ференца Листа.Еще в 20-е годы Цфасман увлекся джазом и в эти же годы уже пишет свои первые пьесы. В 1926 году организовал первый в Союзе джазовый оркестр («АМА-джаз», который впервые же исполнил джаз на радио и записал первую грампластинку(«Алилуйя»). Кстати, эта композиция упоминается Михаилом Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» в сцене, когда в ресторане «Грибоедов» становится известно о гибели Берлиоза, даже как-то невнятно она звучит и в фильме Бортко по этому роману. Так что Цфасман и джаз связаны неразрывно для знатоков. А его непревзойденным исполнением как пианиста восхищались многие музыканты того времени, в т.ч. Исаак Дуневский и Дмитрий Шостакович. О его оригинальных колоритных аранжировках известных произведений в музыкальных кругах уже тогда слагали настоящие легенды.
В 1932 году Цфасман организовал ансамбль «Московские ребята», известный как «джаз-оркестр Александра Цфасмана», с которым он выступал в ресторане «Савой» и гастролировал по всей стране. Цфасман же был одним из первопроходцев стиля свинг в Советском Союзе – в те же времена, что и в Америке. И еще Цфасман был страстным футбольным болельщиком московского «Динамо» с Львом Яшиным – старался не пропускать ни одного матча, громко болея на стадионе месте с мальчишками, среди которых были будущий сатирик Аркадий Арканов и будущий кинодраматург Григорий Горин. На стадионе его знали и всегда пропускали без билетов. Но хорошо знали Александра Наумовича не только динамовцы Говорят как-то пил коньяк из спичечных коробочек с братьями Старостиными – Андреем и Александром – кто больше, пока коробочки не размокнут.

С 1939 по 1946 год являлся художественным руководителем джаз-оркестра Всесоюзного радио, с которым в разное время выступали многие известные певцы — Иван Козловский, Сергей Лемешев, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Иван Шмелёв, Ружена Сикора и другие.
Был Александр Цфасман (дядя Саша) человеком ярким и привлекательным. И разностиронним к тому же. Он говорил "Разве можно не любить джаз, розы и блондинок?" И действительно, Дачный участок Цфасмана в деревушке Ново-Дарьино напоминал настоящий розарий. И каких только роз здесь не было! Алые и бархатные, белые и желтоватые, маленькие карликовые и огромные, размером чуть ли не с подсолнух.Он сам лично собирал навоз для их подкормки на местных коровьих пастбищах.. Любил он и похулиганить.- гонял на своей светлой "Волге", забывая о скорости, иногда открыв окошко, и на ходу кричал зазевавшимся пешеходам: "Привет с Ваганькова!", на котором он и похоронен. Милиционеры Цфасмана знали и никогда не штрафовали. Любил лихо затормозить и подвезти до Перхушково какую-нибудь хорошенькую девушку. И девушки тоже его любили – никогда ему не отказывали.
Александр Наумович, заслуженный артист РСФСР и любимейший для многих композитор, пианист, умер в 1971 году.

А мы чё то тогда больше дворовыми песнями увлекались.
Каждому свое...
Помню-помню лозунг Освенцима.
Цфасман же был одним из первопроходцев стиля свинг в Советском Союзе – в те же времена, что и в Америке.
🙂 🙂 🙂 🙂 🙂