
Банк не стал мешать краже денег и оформлению мошеннического кредита, потому что клиент забыл кодовое слово
Если у вас украли карты и телефон с онлайн-банком, вы должны сразу же сообщить об этом в банк. Но что делать, если банк сам отказывает в помощи, ссылаясь на невозможность идентифицировать клиента? И как быть, если в результате промедления банка были украдены деньги и оформлен мошеннический кредит? Кто будет за это отвечать?
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Что случилось?
Однажды гражданка Б. вернулась домой и обнаружила, что из сумки пропали телефон и кошелек с банковскими картами.
К счастью, у нее был запасной телефон, с которого она сразу же связалась с банком и попросила заблокировать карты и счета, чтобы предотвратить кражу денег.
Однако сотрудник поддержки отказал в помощи, так как она не смогла назвать кодовое слово — она его давно забыла, поскольку никогда не использовала, а договор с банком заключила много лет назад.
Даже после уговоров и просьб сотрудник банка остался непреклонен и отказался принять меры.
В результате со счетов Б. похитили 250 000 рублей, а также оформили кредит на сумму 360 000 рублей, который тут же обналичили через банкомат.
Банк отказался возместить ущерб и признать кредитный договор недействительным, сославшись на то, что все операции были подтверждены СМС-кодами. А сотрудник поддержки действовал по инструкции.
Тогда гражданка Б. обратилась в суд, требуя признать кредитный договор и переводы недействительными.
Что решили суды?
Однако суд первой инстанции лишь поддержал банк.
Правила и договор банковского обслуживания с клиенткой Б. допускали заключение кредитного договора через СМС, а также распоряжение денежными средствами через онлайн-банк.
При этом клиент обязан не давать третьим лицам доступ к личному кабинету и картам, а если это произошло — сразу сообщить в банк. Если клиент не сообщил в банк и в результате стал жертвой мошенников, то сам виноват.
А идентификация в службе поддержки осуществляется по кодовому слову, которое клиент обязан знать. То, что Б. не смогла его сообщить — ее проблема. Поэтому нет оснований признать недействительными кредитный договор и операции. В иске было отказано.
Суд не смутило даже то, что по факту кражи телефона, карт, средств и оформления кредита было возбуждено уголовное дело, а Б. была признана потерпевшей.
Апелляция поддержала решение первой инстанции.
Что сказал кассационный суд?
Суды подошли к делу формально и не учли ряд значимых обстоятельств:
1. Банк не доказал, что условия кредитного договора были согласованы непосредственно с Б.
2. Банк обязан был заподозрить сомнительную операцию и заморозить счета сам. В частности, все деньги со счета были украдены ночью, в нетипичное время, и переведены на счет ранее незнакомого лица. А выданный кредит был сразу обналичен в банкомате.
Сопоставив признаки, банк должен был распознать мошенничество и принять меры, но не сделал этого.
Решения нижестоящих судов были отменены (Определение Третьего КСОЮ по делу № 8Г-1292/2023).
Пересмотрев дело, суд первой инстанции признал кредитный договор и переводы недействительными. Банк пытался оспорить это решение, но безуспешно (Определение Санкт-Петербургского городского суда по делу № 2-2937/2023).
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********
Источник фото freepik.com
блин , чтобы человеку доказать свою правоту -надо дойти до кассационного суда ? Отдать кучу бабла ? Вот этому сотруднику пожелать бы такого , как этой девушке , какая блин инструкция , карту заблокируй -потом меньше проблем , как Банку , так и человеку , есть много способов доказать , что я -это я -назвать номер телефона , сказать , что сейчас приеду в Банк с паспортом , с заявлением из полиции о краже . Нет черт возьми -надо дождаться , что деньги снимут , повесят кредит , в суд обратятся , ну матом ругаться нельзя , но слов других нет.
А банк говорит там не девушка, там робот все делает, сняли у мужа инвалида 900 тысяч со сбер карты, все что было за долгие годы- все пенсии по инвалидности, а полиция руками разводит
просто надо говорить постоянно -соедините с оператором .
ну наверно только инвалиды держат на карте 900к , лучше держать на накопительном а на карту переводить понемножку
Тем более, робот счета блокирует или переводит на оператора горячей линии.
Без драконовских штрафов не обойтись. В данном случае, если действительно власть собирается бороться с мошенниками, то банк за такую операцию, кроме возврата денег клиенту плюс за моральный ущерб, оштрафовать банк в десятикратном размере, как минимум, тогда банк будет ответственно подходить к обслуживанию клиентов.
Я бы ещё на этого сотрудника в суд подал на моральный ущерб тысяч на 500!
Слов нет они пропали.
Ой, не смешите мои тапочки. Если б было желание, за два дня все мошенники поехали бы в края не столь отдаленные. Всегда вспоминаю анекдот:
Собирается компания поиграть в карты. Все приличные люди. Прокурор , судья, топ-менеджер банка, хозяин колл центра. Но хозяин колл центра плохо играет, все время проигрывает.