
Оскорбление унизило честь и достоинство учителя. Что решил суд в защиту учителя. Какие необходимы механизмы воздействия для защиты учителей

В одной из школ Тюменской области преподаватель выиграла суд против матери своей ученицы.
Мать ученицы оскорбила учителя в присутствии других школьников. Конфликт возник из-за оценки ученицы, где педагог оставила комментарий: "Кошмар".
Мать ученицы устроила скандал, придя в школу. А главное, обвинила учительницу в травле ребёнка.
Ученики записали матерные оскорбления матери ученицы и выложили в Интернет.
Что встаёт на защиту педагогов
Статья 150 ГК РФ включает нематериальные блага, к которым относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
И статья 151 ГК РФ предусматривает компенсация морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. Суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Ещё статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.12 г. "Об образовании в Российской федерации", где определены права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей, а также законных представителей, несовершеннолетних обучающихся.
Указанные нормы предусматривает, что права преподавателей должны быть защищены, в том числе и право на защиту от оскорблений. Главное – дают право на уважительное отношение как со стороны обучающихся, так и представителей обучающихся.
Директор – менеджер, ученик – клиент
Все у нас привыкли, что защищены права учеников и родителей. И родители к этому привыкли. А вот преподаватели не привыкли, что их права защищают, и тем более, что права защищаются в судах.
Местная администрация все-таки поддержала учительницу после того, как видео с издевательствами над учителем разлетелось по Интернету.
Контроль, воспитательные беседы, педсовет и собрания педагогов – этих средств для защиты педагогов не так уж много и само школьное образование не редко воспринимается обществом как услуга, а ученик здесь клиент, а клиент, как нам известно, всегда прав.
Исходя их этого, директор – менеджер, вот эти все конфликтные ситуации он просто от себя отодвигает на задний план. Ведь директору удобно, что в школе ничего не происходит. Нет конфликтов и разбирательств.
Учительница подала в суд
Учительница тюменской области унижения терпеть не стала, после разговора с мамой школьницы женщина обратилась в суд, который рассмотрел дело и обязал ответчицу – маму ученицы выплатить компенсацию за моральный вред.

Вывод юриста
Родительница грубо (матерными словами), публично, перед другими учениками оскорбила педагога, за что получила взыскание в 50 000 рублей и за расходы госпошлины.
Чтобы выиграть дело в суде, есть немало нюансов:
- во-первых, чтобы взыскать компенсацию, оскорбления не должны быть взаимными;
- во-вторых, должна быть доказана вина причинения вреда здоровью.
В суде необходимо предъявить документы, где можно зафиксировать, от чего произошёл стресс учителя.
Пример: человек приходит к врачу и говорит: "Вот меня была такая история, поэтому мне сейчас плохо и т.д.".
В таких ситуациях педагогам необходимо присвоение особого, законодательного статуса, чтобы любые оскорбления моральным и физическим вредом сразу предусматривали компенсации за причинённый вред.
Эти если вот такие истории будут чаще доходить до суда, то в обществе появится больше ответственности материально перед учителями.
В первую очередь это может повлиять на родителей, для которых штраф будет сдерживать собственные эмоции, и они задумаются о воспитании уважительного отношения к учителям своего ребёнка.
Как решать проблему
Учителя уже начали подавать исковые заявления, в суд и судебная практика по взысканию с родителей компенсации вреда может что-то изменит. Дети станут более уважительнее относиться к педагогам.
Учителей можно понять, ведь их главная проблема – это огромная загруженность. Им приходится работать за двоих, если есть ещё классное руководство, а то и за троих.
Покажется странным: как же нагрузка учителей влияет на то, что ученики хамят и оскорбляют учителей?
Ответ напрашивается сам за себя: заниматься конфликтами детей и учителей в школе могут только сами педагоги, классные руководители.
Классный руководитель – это ещё и учитель, который работает на две ставки и проводит 6–7 уроков в день.
У педагогов не доходят руки до воспитания, а самое главное нет рычагов воздействия на грубых учеников.
Дети в наше время быстрые, современные, они всё усваивают, потому что сейчас всё в открытом доступе. Это в хорошем смысле.
Есть и в плохом смысле, когда дети слишком много позволяют себе, потому что они видят какой учитель. И возникает вопрос: как вложить в детей понимание уважения к взрослым?
Считаю для этого необходимо:
- Отношение и уважение закладывается в процессе обучения и воспитания. Когда будет такое обучение в программе, тогда не будет постоянного напряжения, дети не будут поднимать руки на учителей.
- Может действительно понизить возраст наступления административного наказания, чтобы ученики на столько не оскорбляли педагогов.
Если говорить об агрессивности детей, ведь дети ведут себя как дикари, то это говорит, что у ребёнка что-то личное не в порядке. Может, что-то дома беспокоит, может, влияние компаний.
Ведь подростка не нужно только наказывать, им нужно заниматься. А кто будет заниматься?
Психолог, который тоже учитель, которому некогда сходить и пообщаться с родителями.
Или комиссии, которые надо проводить между расписанным временем в школе.
Надо с чего-то начинать.
Главное: повысить зарплату учителям. Тогда учитель будет заниматься своим самообразованием, расти и т.д., и проблема решится.
И помимо повышения зарплат необходимо предоставить учителям набор дополнительных льгот:
- ввести сокращенную рабочую неделю не более 36 часов;
- отпуск не менее 48 рабочих дней в году;
- право досрочно уходить на пенсию;
- предоставление без очереди жилья социального найма.
Вот тогда учителя будут иметь поддержку государства и не будут увольняться из школ.
Источник видео сайт "Одноклассники"
Заключение
Сегодня высказала своё мнение. Благодарю за чтение публикации.
Если у вас есть своё личное мнение в тему статьи, то прошу писать в комментариях, всё обсудим.
С уважением, юрист Ирина Владимировна Корнилова
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Статья: Наступление ВСУ на Россию. Что творится в Курской области днём 6 февраля,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: «Светофор» перегорел? Магазины низких цен торговой сети «Светофор» больше работать не будут?,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: Контрнаступление ВСУ в Курской области провалилось, уничтожено около 200 боевиков,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: 6 февраля Франция передала Украине шесть истребителей Mirage 2000 – как и где они будут воевать,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: Операцию провел СБУ? Зеленский – о причастности Украины к взрыву в «Алых парусах»,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе
было бы замечательно, если бы ввели для учителей человеческие условия труда и достойную зарплату.
Майские указы разве не выполнены?
Зарплата повышена, но не как обещено.
все равно зп низкие в соотношении с трудом и нервами
Юлия, скажем так: раньше учитель был очень уважаемым человеком.
Сейчас школа оказывает услуги по обучению детей. Со всеми вытекающими последствиями.
Теперь сказали, что у кого нагрузка только на одну ставку (18 часов), будут доплачивать до МРОТ , с 01.01.2025. (около 2000-х руб.), но спросили:
- как Вы будете"отрабатывать" эту "доплату"? Что Вы будете выполнять за эти деньги? Напишите это в заявлении. 🤔
Спасибо!
Ирина, все не просто, а очень просто. Положение в обществе по старому принципу капитализма: если ты такой умный, покажи свои деньги. Вот и получается, что недогрызок имеющий на карман от папы вора-бизнесмена эквивалент, а то и значительно больше зарплаты учителя, учителя уважать априори не будет. Это раз. Два, это кто теперь эти люди которые идут учиться и работать учителями, зная или не понимая куда они попали.
Много чего не выполнено. Все уже привыкли.
Майские указы не выполнены.
Людмила, держитесь. Не смотря ни на что оставайтесь учителем. Не менеджером продаж услуг по обучению, а именно учителем. У нас с вами праздник в один день пятого октября не просто так. Приходилось доучивать некоторых.
Это не майские указы, а майские сказки. А если серьёзно, то где они выполнены?...
Согласна, об этом пишу.
Возможно так не везде, но в моем родном подмосковном городе педагоги вполне себе нормальную зарплату получают. Была удивлена, когда узнала три года назад, что моя младшая сестра, будучи молодым педагогом, в гос школе получает 80 тысяч
а у меня сестра около 45. первый год работает. в Краснодаре
Везде разная выплата по регионам.
У нас при полной нагрузке ( 18ч.) и высшей категории за декабрь получили 28500 руб. И это в местности, приравненной к районам КС.
Хорошая зарплата. Но так не везде.
А вы не спросили у нее про нагрузку ?
Я знаю ее нагрузку. И она не живет в школе за эту зарплату. Да, работает немало, но и зп приличная, для Подмосковья так точно, а для девушки, которая год назад окончила вуз - тем более
Есть люди талантливые. Вот такой талант у моей знакомой -она пришла работать в школу из другой сферы, но у нее талант -она любит людей. И вот ей дали классс, а детям там по 14-15 лет. Она бьется над их духовным развитие, организовывает коллективные поездки, водит по выставкам, устраивает такие неформальные беседы, в которых пытается вложить истинные человеческие ценности... Но есть подростки, которых одними ее силами уже не исправить. А самое интересное, что учителя считают ее чуть ли не сумасшедшей, потому что сами они уже давно такого не делают. А раньше у нас было много таких учителей...
Вот так как вы описали при Союзе было. Учителя были заинтересованы в понимании детей.
А сейчас одна подготовка к тестам, уже с самого начала учебного года.
Потому что при СССР не было такой учебной нагрузки, не было ежегодно меняющихся требований к образовательному процессу, не было столько ненужных дополнительных мероприятий, так называемых воспитательных и патриотических, не было принудительного участия учителей в семинарах, вебинарах и тд и тп и учитель получал нормальную зарплату, да не огромную, но позволяющую достойно существовать, а сейчас учитель вынужден брать две и более ставки и ещё заниматься репетиторством. И когда ему ещё "понимать детей". Да и дети были на порядок воспитаннее, уважали учителей и не позволяли себе того, что позволяют современные школьники, вместе с родителями.
Это и есть УЧИТЕЛЬ. Честь и хвала таким людям.
Все правильно сделала
Согласна с вами.
Нельзя такое оставлять безнаказанным.
В таких спорах не мало нюансов. Сама по себе профессия учителя, как правило, неблагодарная.
Дети не благодарные.
Учителя страдают.
Бывает все в другом порядке, сейчас мы правды не найдем.
Дети благодарные, они , бывает, уходят с урока и говорят: "Спасибо за урок!" Если на уроке драйв, положительные эмоции, если они чувствуют эту игру разума, морали, нравственности и сердечности. Полны идей и желания вступать во взрослую жизнь , ждут своего будущего и хотят это будущее созидать и это получается, как любой человек)))
Это замечательно!
С каждым годом, к сожалению, таких детей все меньше...
Очень жаль🧐
А виноваты такие вот родители.
Это сейчас профессия учителя не благодарная. В мое время учитель был уважаемым человеком.
Это такая больная тема!
Верно, Роман.