
Почему не спасли моряков «Курска»? Размышления о трагедии и системных проблемах
Трагедия подводной лодки «Курск», произошедшая 12 августа 2000 года, до сих пор остается одной из самых болезненных страниц в истории российского флота. Гибель 118 моряков стала не только результатом технической аварии, но и следствием системных проблем, которые до сих пор вызывают вопросы у общества. Почему не удалось спасти экипаж, особенно тех, кто оставался жив в кормовом отсеке? Попробуем разобратся
Технические возможности спасения
1. Подача воздуха в отсек:
В верхней части отсека вваривается штуцер с резьбой и вентилем. Через шланг водолаза подается воздух под давлением 11–12 бар, что соответствует давлению на глубине 110 метров. Это не влияет на моряков, так как они уже находятся под таким давлением.
В нижней части отсека устанавливается аналогичный штуцер. Воздух, подаваемый сверху, вытесняет воду. Если пузыри воздуха появляются в верхней части, завариваем (герметизируем)
В итоге вода полностью вытесняется, и в отсек поступает свежий воздух.
2. Эвакуация через шлюзовую камеру:
Открывается нижний люк камеры, давление внутри сравнивается с наружным.
В камеру заходит человек в ИДА (индивидуальный дыхательный аппарат).+ гидрокостюм. Нижний люк закрывается, а верхний открывается, где рядом находится батискаф с заряженным ИДА.
При открытии верхнего люка вода вытесняет воздух из шахты камеры, но человек в ИДА может дышать даже если осталось воздуха на пару минут.
Подводник выходит из лодки в батискаф, меняет ИДА и самостоятельно по буйрепу производит выход на поверхность
Водолазы закрывают верхний люк, и процесс повторяется.
План технически обоснован и логичен. Однако его реализация требовала оперативности, четкой координации и . К сожалению, в условиях той катастрофы эти факторы отсутствовали.
________________________________________
Почему не спасли?
1. Отсутствие оперативной реакции:
Командование ВМФ России не сразу признало масштаб катастрофы. Первые попытки спасательной операции начались только через несколько часов после аварии, когда шансы на спасение уже были минимальными.
2. Недостаток современных спасательных средств:
На момент катастрофы российский флот не обладал современными глубоководными спасательными аппаратами, способными оперативно работать на глубине более 100 метров. Имевшиеся спасательные средства были устаревшими и не могли эффективно присоединиться к аварийному люку подлодки.
3. Отказ от международной помощи:
Россия изначально отказалась от предложений помощи со стороны других стран, включая Норвегию и Великобританию, которые имели более современное оборудование для глубоководных спасательных операций. Когда помощь была принята, было уже слишком поздно.
4. Человеческий фактор
Проблема заключалась не только в технике, но и в людях. Руководство, которое должно было принимать решения, оказалось не готово к такой ситуации. . Действительно, когда на ключевых постах оказываются люди без должной компетенции, это приводит к трагедиям.
Вспомним басню Крылова "А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь." Когда журналист и выпусник Университета марксизма - ленинизма руководит Роскосмосом (кстати я тоже окончил с отличием данный университет). Или когда Министр обороны - строитель, или........тогда всё ясно.
5. Критика
Не пойму только командование флота, неужели не нашлось инициативных. Я думаю были, но не дай бог , я доложу а вдруг сбой и кто-то ещё погибнет, оно мне это надо ? До пенсии рукой подать, вся грудь в цветмете, на плечах золото. А подводники. Да мало ли , одним больше-одним меньше.
Только послушайте что Клебанов говорил. Позор
Забыли позорные действия иных золотопогонников при пожаре складов с боеприпасами в Североморске в 1984г. уничтожившего 50% ракетного боезапаса СФ.
К сожалению, такая позиция часто встречается в бюрократических системах, где личная выгода и страх ответственности ставятся выше долга и человеческих жизней.
Тем кто пытался донести что-то более адекватное уже не доносят. Как бы я не относился к Доренко, но это была его последняя передача на ТВ РФ.
________________________________________
Наивно но я старался дозвонится во время аварии до МО и правительства, с вариантом спасения на базе полученной информации из СМИ, но мягко скажем услышан не был. Какой-то мичман в запасе идеи пытается внести. Хотя через несколько лет после трагедии я познакомился с водолазом глубоководником, который не отрицал такой способ спасения.
Выводы
Трагедия «Курска» — это не только техническая авария, но и системный кризис, который показал недостатки в организации, подготовке и ответственности руководства. Идеи спасения, основанные на логике и знании подводной службы, могли бы стать реальным шансом для моряков, оставшихся в кормовом отсеке. Но для их реализации нужны были не только технологии, но и люди, готовые взять на себя ответственность.
Сегодня, спустя более 20 лет после трагедии, важно помнить уроки «Курска». Это не только память о погибших моряках, но и напоминание о том, что профессионализм, инициатива и человечность должны быть выше бюрократии и страха.
Пользуясь случаем передаю привет сослуживцам К-369 671-проект Гремиха КСФ. К-449 667бдр-проект Гаджиево КСФ, Вилючинск ТОФ.
Мичман в отставке Волошин В.В.
Статья: Заработал сайт Единого реестра воинского учета в 2025 году,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: Путин не прилетит в Стамбул, Зеленский спрячется в Анкаре, Трамп обиделся,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: Уже известен состав делегации Российской Федерации для переговоров с Украиной в Стамбуле,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: Голосуй, не зная за кого! Госдума превращает выборы в лотерею для уголовников и олигархов,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: Банковские переводы граждан: россияне столкнутся с новыми ограничениями с 30 мая 2025,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе
Кстати, между подводной лодкой Курск и Курской областью есть какая-то мистическая связь? Мы опять тонем в том же месте. Надо спросить эзотериков.
Интересно было ознакомиться, благодарю!
Короче, там двери нет. Или это "не та" дверь. Но кто-то настоял чтобы идти "туда".
почему в публикации говорится: "Россия изначально отказалась от предложений помощи со стороны других стран, включая Норвегию и Великобританию, которые имели более современное оборудование для глубоководных спасательных операций"?
наверное абсолютное большинство россиян было за принятие помощи, но вопреки этому, один человек принял противоположное решение?
который потом называл жен моряков, 10-ти долларовыми женщинами с низкой соц ответственностью.