
Братья Стругацкие, «Пикник на обочине» (отзыв на книгу)
Источник изображения здесь.
«Пикник на обочине» – зона исполнения желаний или ловушка сознания?
«Пикник на обочине» – одно из самых необычных произведений братьев Стругацких. Оно переведено на многие языки, а слово «сталкер» прочно вошло в русский язык, как когда-то имя Аэлита после знаменитой повести Алексея Толстого. Но что делает «Пикник на обочине» таким особенным? Прежде всего, его главный вопрос: что будет, если человек получит возможность исполнить самое заветное желание?
Зона – испытание для разума
В центре повествования – Зона, аномальная территория, возникшая после визита инопланетян. Произошло это в некой западной стране, но важно не место действия, а сам феномен: место, где сбываются желания.
Зона окружена заграждениями и находится под строгой охраной. Во-первых, потому, что желания у людей разные, и их исполнение грозит никто не знает какими последствиями. Во-вторых, всё, что найдено там, имеют огромную научную и коммерческую ценность. Кроме того, там смертельно опасно. Однако это не останавливает сталкеров – людей, готовых рискнуть жизнью ради богатства или возможности изменить судьбу.
Кто они – люди или порождения Зоны?
Особенность повести в том, что некоторые персонажи вовсе не люди, а нечто порожденное самой Зоной, но имеющее человеческий облик. Этот мотив, характерный для творчества Стругацких: в цикле «Полдень» герой Корней Яшмаа оказывается искусственно созданным «странниками» и внедрённым в мир людей.
В «Пикнике» таких героев два – дети классического сталкера Стервятника Бурбона. Он достиг Золотого Шара – места, реализующего желания, и загадал себе двух прекрасных детей. И он их получил.
Его дочь становится любовницей главного героя Шухарта. Но он быстро осознаёт: она не совсем человек. Это сравнивается с детским разочарованием: мальчик впервые видит янтарную брошь, кажется, что она медовая, но, попробовав её, понимает – это всего лишь иллюзия. Так и с ней.
Его сын, Артур, он тоже идёт по пути сталкера. Шухарт берет его с собой в Зону, зная, что потребуется жертва, чтобы добраться до Золотого Шара. Он выбирает Артура, потому что не считает его человеком.
«Счастье для всех, даром…»
Самый сильный момент повести – финал.
Артур легко формулирует свое желание:
«СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!»
Но вот Шухарт не знает, чего хочет. Он боится, что его любое желание окажется ложным или, что Зона исполнит его слишком буквально. И он полностью полагается на Шар, но не уверен, что тому можно доверять.
Вывод
«Пикник на обочине – это не просто фантастика о загадочной Зоне, а глубокий философский текст.
Он ставит перед читателем вопросы:
Что значит быть человеком?
Возможно ли «счастье для всех даром»?
А главное – действительно ли люди знают, чего они хотят?
В этом произведении Зона – не просто место, где исполняются желания. А Золотой Шар – метафора всесильного, но бездействующего судьбоносного механизма. И если желания реализуются, это не значит, что они приносят счастье.
Впрочем, давно и мудро сказано: «Будь осторожен с желаниями, они исполняются».
совсем забыла об этой повести...
Рад, что напомнил.
А название этого произведения - "Пикник на обочине" - теперь часто упоминают по делу и без дела))
Да, так сказать, прочно вошло в нашу жизнь.
Да, с экранизациями им и правда не повезло, я не разделяю всеобщих восторгов по "Сталкеру" Тарковского.
Я помню как им восторгались, меня это всегда раздражало.
Не знал, это интересно, но отзывы на его фильмы всё равно писать не хочу.
А "Иваново детство"?
Один из моих любимых фильмов.
И, как мне кажется, лучший фильм о войне
У Тарковского - не экранизация, а свое произведение.
Можно сказать и так, но оно по мотивам, и все равно мне не нравится.ь
На вкус и цвет товаСЧа нет.
Согласна.
Не знаю, но это не Стругацкие.
Но действо на экране затягивало трясиной, барахтаешься, но болото тащит в смердящий тугую бездну, не вздохнуть
У него вообще тяжёлые фильмы.
Есть такое.
Любимое произведение у них
Понимаю Вас!
Андрей, благодарю)
И Вам спасибо, Анастасия!