
К. Булычёв, «Миллион приключений» (отзыв на книгу)
Одна из самых зрелых и ярких повестей об Алисе Селезнёвой
Если выделять в цикле об Алисе Селезнёвой те повести, где Кир Булычёв максимально близок к большой фантастике – с психологией, философией, аллюзиями и атмосферой «Прекрасного далёка», – то «Миллион приключений» будет в числе первых. Это не просто продолжение «Заграничной принцессы», это шаг вглубь, к настоящей взрослой интриге, выстроенной в лучших традициях классической НФ.
Пенелопа – планета, которую не хочется покидать
Действие происходит не на Земле, а на планете Пенелопа, и это только усиливает эффект погружения. Планета ласкова, красива, идеальна. Она как будто создана для людей – и, что важнее, действительно создана. Не инженерами, а самой собой.
Булычёв впервые так открыто и ярко показывает живую, разумную планету – не как абстракцию, а как полноценного персонажа. И тут, конечно, нетрудно заметить влияние рассказа Рэя Брэдбери «Здесь могут водиться тигры», откуда позаимствована основа замысла – но Булычёв идёт дальше, делая сюжет многослойным и по-своему философским.
Самоорганизующаяся система – образ, опередивший тренды
Пенелопа – ещё один вклад Булычёва в галерею самоорганизующихся систем в массовой культуре. До него это были океан Соляриса у Лема, позднее – Эйва из «Аватара» и Архитектор из «Матрицы». У Лукьяненко – Сумрак и Петербург как Город Инной. Булычёв встраивается в эту линию неожиданно органично. Его планета – не только живая, но и реагирующая на моральную структуру поведения гостей, и в этом, возможно, её главная идея.
Несчастная любовь и женщина с характером
Неожиданным и очень удачным элементом повести становится образ Светланы – учёного-биолога. Для Булычёва это редкий пример женского персонажа с драматической и любовной линией. Светлана красива, умна, сильна – и влюбляется в того, кого не должна. И это придаёт истории неожиданный психологический надрыв: повесть внезапно становится не просто подростковой авантюрой, а историей о соблазне, выборе и цене предательства.
Дикарь как катализатор катастрофы
Появление Дикаря – космического пирата, маскирующегося под романтика и путешественника – запускает распад иллюзии.
Он становится кумиром для Пашки Гераскина, объектом любви для Светланы и угрозой для самой Пенелопы.
Живая планета воспринимает его как хищника. Реакция – мгновенна и беспощадна: рай оборачивается адом.
Алиса и её друзья оказываются в смертельной опасности. Мир рушится, словно реагируя на внутреннюю неискренность человека.
Булычёв – не просто сказочник
В этой повести он выступает как настоящий фантаст в классическом смысле. Здесь есть научная идея, этическое измерение, трагическая интонация и великолепная приключенческая линия.
Интрига построена блестяще, а финал – по-настоящему насыщен действием и неожиданностями.
Вывод
«Миллион приключений» – это одна из лучших вещей в алисианском цикле Кира Булычёва.
Это повесть, в которой фантастика встречается с философией, подростковое с взрослением, наука с моралью, а приключение – с выбором.
И если вы считаете, что всё уже видели в советской НФ – попробуйте перечитать эту повесть. Возможно, она удивит вас гораздо сильнее, чем вы ожидаете.
Подробнее с моими отзывами на книги и фильмы можно ознакомиться на Айри, здесь.
Благодарю 🙏🏽
Взаимно!
Статья понравилась. Спасибо. И удачи Вам.
И Вам спасибо! Взаимно!
Обожала читать фантастику в детстве. Правда и воспринимались произведения тогда с точки зрения детской психологии
Да, сейчас многое воспринимается по другому.
Не читал, но Ваш подробный отзыв дал вполне полное представление. Жаль, что времени на чтение категорически не хватает.
Понимаю Вас, я и сам давно читаю только статьи. Хорошо ещё что на фильмы могу немного времени выделять.
Интересно, нужно почитать
Буду рад, если Вам понравится!