
Как вернуть деньги за спорную покупку без суда: что такое чарджбэк и как им пользоваться
Бывает, что покупка в интернете оказывается неудачной — товар не прислали, услуга не оказана, списали больше, чем положено, или вовсе сняли деньги без согласия. Но не все знают, что в некоторых случаях деньги можно вернуть без суда — с помощью процедуры чарджбэка.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Что такое чарджбэк?
Чарджбэк — это процедура оспаривания операции по банковской карте. Инициируется клиентом через свой банк и позволяет вернуть деньги, если продавец нарушил условия сделки или повел себя недобросовестно.
Чарджбэк — процесс не самый быстрый и не всегда предсказуемый. Но если собрать все доказательства и действовать вовремя, это может сработать. Особенно, если других способов вернуть деньги нет.
Когда можно воспользоваться чарджбэком:
- деньги списались без согласия;
- товар или услуга не были предоставлены;
- прислали товар с браком, повреждениями или не по описанию;
- произошла техническая ошибка (двойное списание, неправильная сумма);
- продавец нарушил условия сделки (не вовремя доставил, отказал в возврате).
Как проходит процедура
Все банки, предоставляющие чарджбек, всегда требуют, чтобы сначала клиент пытался решить проблему с продавцом самостоятельно: обращался в службу поддержки, писал претензию и т. д. Сохраните скриншоты переписки с продавцом, они понадобятся позже.
Уточните, работает ли банк с чарджбэками, и подайте заявление. Сейчас почти все крупные банки предоставляют такую возможность, но могут быть свои нюансы. Сроки подачи — от 120 до 180 дней с момента транзакции.
Подготовьте доказательства: чеки, переписку, скриншоты, фото товара, отказ в возврате и т. п.
Теперь уже банк вместо вас начнет разбирательство. Он проверит документы, свяжется с продавцом, дождется его объяснений о ситуации. Продавец вправе представить встречные доказательства (например, трек-номер доставки).
Если ваша позиция убедительна — деньги вернут. Если нет — банк откажет. Но это не лишает возможности в дальнейшем обращаться в суд.
Когда чарджбэк не поможет
- Покупка была осознанной, продавец исполнил обязательства добросовестно, но вы просто передумали.
- Истек срок подачи заявки.
- Нет подтверждающих документов.
- Товар незначительно отличается от описания.
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********
Изображение сгенерировано ChatGPT
Статья: Заработал сайт Единого реестра воинского учета в 2025 году,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: Путин не прилетит в Стамбул, Зеленский спрячется в Анкаре, Трамп обиделся,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: Уже известен состав делегации Российской Федерации для переговоров с Украиной в Стамбуле,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: Голосуй, не зная за кого! Госдума превращает выборы в лотерею для уголовников и олигархов,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: Банковские переводы граждан: россияне столкнутся с новыми ограничениями с 30 мая 2025,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе
Информативная и полезная публикация, спасибо автору. Взяла в закладки....
Была у меня такая же ситуация. Интернет магазин не доставил оплаченный товар. Сначала я с ними переписывалась полгода. Потом обратилась в банк, предоставила переписку, скрины чеков, ждала ещё 2 месяца. Но всё решилось в мою пользу. Деньги вернули. Теперь с этим интернет магазином я не дружу.
Много раз приходилось месяцами разрешать конфликтные ситуации с продавцами, но вот, спасибо автору, полезная подсказка. Остаëтся надеяться, что все крупные банки предоставляют эту услугу.
Спасибо за информацию. Заказ такси на утро,но машина не приехала, перезвонил, автоответчик что то проговорил. При заказе несколько раз проговорили все условия: время, место...случилась травма. Что в таком случае?
Спасибо, не знал об этом.