
Ложный бог повержен. Что «Матрица-4» говорит о нашей реальности – и о женщине, которая всё изменила
Гностическая революция на экране: что означает возвращение Софии в лице Тринити?
В четвёртом фильме франшизы «Матрица» всё меняется. Нео по-прежнему важен, но именно Тринити становится центром происходящего. Сюжет как бы осторожно намекает: перед нами не просто женщина, не «любовный интерес главного героя», а нечто большее. Символ. Богиня. София.
Гностический миф внутри «Матрицы»
В гностической традиции София – божественная сущность, когда-то покинувшая совершенный мир и по ошибке породившая ложного бога – Демиурга. Именно он создал искажённую материальную вселенную и выдал себя за единственного Творца. София страдала, наблюдая за этим. Но однажды она возвращается. Не с молитвой, а с силой.
В фильме именно Тринити пробуждается. Именно она ломает навязанный порядок, а Аналитик/Архитектор оказывается тем самым «ложным богом».
Она не спасена – она спасает
Тринити демонстративно уничтожает его авторитет. Нео – лишь искра, запускающая процесс. Но пламя – она.
Она жестоко калечит Аналитика, не ради мести, а чтобы показать:
теперь правила диктует она.
В этом моменте вспоминаются строки Маяковского из «Облака в штанах» – поэта, которого называют участником тайного общества «Диск»:
Я думал – ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь,
из-за голенища
достаю сапожный ножик.
Крыластые прохвосты!
Жмитесь в раю!
Ерошьте перышки в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
отсюда до Аляски!
Эта сцена – не месть. Это революция в мифе. Демиург низвергнут не пророком, а Софией, вернувшей себе силу. Кстати, интересно, что позиций теории Бартини "Мир способна изменить только женщина, познавшая силу своего пола".
А что бы сказал Бартини?
В отличие от гностиков, Бартини не считал, что этот мир нужно уничтожить. Он полагал, что его можно исправить. И только после этого – решить: уходить ли в другие измерения или остаться.
Тринити делает именно это.
Она не уходит в Плерому. Она остаётся – и превращает тюрьму в живую реальность.
Итог и открытые вопросы
Почему в новом фильме именно женщина получает власть над Матрицей?
Заложены ли в «Матрицу» гностические и эзотерические смыслы?
И может ли быть, что Великая Тройственная Богиня – вовсе не архаика, а будущее?
А вы как думаете? Это просто эффектный сюжетный поворот – или сознательная метафизика?
Ознакомительный фрагмент книги «Белый всадник» доступен здесь.
Купить книгу можно здесь.
Я не знаю. Но фильм многих в свое время заставил задуматься.
Теорий по "Матрице" горы, она оставила слишком много вопросов без ответов, но я первый кто взглянул на неё через призму теории Бартини.
Ваши публикации просто вынуждают пересмотреть Матрицу 🙂
Буду рад, если увидите её по новому!
Интересное повествование...
Спасибо!
Я "Матрицу" давно смотрела. С большим интересом. Спасибо, Андрей, за рассуждения.
И Вам спасибо!
Я так глубоко не копаю, а фильм понравился, надо пересмотреть в выходные.
Буду рад, если пересмотр доставит Вам положительные эмоции!