
Lockheed Martin передала готовый Orion в NASA для лунной миссии Артемида-2(Artemis 2)

ВАШИНГТОН — 1 мая компания Lockheed Martin официально передала NASA космический корабль Orion для миссии Artemis 2, что позволит сохранить график запуска миссии в начале 2026 года.
NASA приняло космический корабль Orion в Космическом центре Кеннеди, подписав документы, ознаменовавшие завершение работы Lockheed по сборке космического корабля. Теперь космический корабль находится в ведении программы Exploration Ground Systems (EGS).
EGS теперь доставит Orion на производственные объекты в центре для загрузки расходных материалов, таких как топливо, вода и кислород, после чего будет установлена его система прерывания запуска.
Затем Orion отправится в здание сборки транспортных средств для интеграции с ракетой Space Launch System, которая в настоящее время там собирается.
«Сегодня компания Lockheed Martin сделала большой шаг — я думаю, это касается и всего предприятия Artemis — и вернулась на Луну, чтобы оставить на ней еще больше следов», — сказал Кирк Ширеман, вице-президент по исследованию космоса и руководитель программы Orion в Lockheed Martin, в разговоре с журналистами о доставке Orion в NASA.
Этот «Орион» доставит четырех астронавтов НАСА и Канадского космического агентства вокруг Луны в ходе 10-дневной миссии.
Это будет первый пилотируемый полет за пределы околоземной орбиты со времен «Аполлона-17» в 1972 году.
Запуск запланирован не позднее апреля 2026 года.
Этот Orion включает в себя системы, которых не было на космическом корабле, выполнившим беспилотную миссию Artemis 1 в конце 2022 года, включая те, которые необходимы астронавтам на борту.
Ширеман сказал, что сборка Artemis 2 Orion прошла «гораздо быстрее», чем для Artemis 1, но не уточнил, насколько.
Artemis 2, изначально запланированный на конец 2024 года, был отложен из-за расследования эрозии теплозащитного экрана Orion, обнаруженного на Artemis 1.
В декабре НАСА приняло решение о запуске теплозащитного экрана Orion в том виде, в котором он был установлен на Artemis 2 , внеся изменения в формулу материала Avcoat для теплозащитных экранов Orion, используемых на Artemis 3 и более поздних миссиях.
В конечном итоге график поставки Artemis 2 Orion был обусловлен заменой батарей в космическом корабле. Ширман сказал, что Lockheed получила новые батареи в конце ноября и начале декабря, но одну из четырех нужно было заменить.
«Длинный столб был батареями», — сказал он.
Когда Lockheed получила новые батареи, у компании был график, который предусматривал доставку Orion в конце мая.
«Я думаю, мы чрезвычайно, чрезвычайно гордимся тем, что смогли не только удержать, но и ускорить эту дату», — сказал он, сдвинув передачу почти на месяц.
«Это довольно феноменально для такого сложного космического корабля».
Сейчас Lockheed сосредоточена на Orion для Artemis 3, который должен быть передан NASA осенью 2026 года.
«На данный момент мы отстаем, но я бы сказал, что отставание не безвозвратное», — сказал он, отметив, что компания будет работать в три смены, чтобы наверстать упущенное.
Это включает в себя работу над тепловым экраном Artemis 3, в котором будет использоваться новая формула Avcoat с повышенной проницаемостью, чтобы не допустить попадания газов внутрь и разрушения материала.
«У нас есть все 106 блоков» Avcoat, которые будут использованы в тепловом экране, сказал Ширеман, «и мы фактически начнем укладывать его здесь в понедельник».
Lockheed продолжает искать способы ускорить сборку космического корабля Orion и сократить расходы.
«Мы хотим достичь темпа в один полет в год. Мы еще не достигли этого», — сказал он.
«Мы хотим достичь этого. Мы считаем, что это достижимая цель».
Однако этот толчок к ускорению производства Orion происходит в то время, когда новая администрация обдумывает изменения в общей архитектуре Artemis.
Джаред Айзекман, назначенный на должность администратора NASA, заявил на слушаниях по утверждению его кандидатуры 9 апреля, что он привержен текущей архитектуре в краткосрочной перспективе, но что это не «долгосрочный способ часто добираться до Луны и Марса и обратно».
Это может включать замену Space Launch System коммерческими транспортными средствами.
«Самый быстрый способ вернуть американцев на Луну — мы хотим обойти китайцев — это запустить Artemis 3 на SLS», — сказал Ширеман. Однако он добавил, что открыт для рассмотрения альтернатив SLS, таких как New Glenn от Blue Origin, для запуска Orion.
«Можно ли запустить Orion на другом транспортном средстве, например, New Glenn? Я думаю, что ответ — да», — сказал он. Потребуются модификации, но «ничего такого, что было бы чрезвычайно сложно» осуществить.
«Если администрация захочет изменить архитектуру, мы будем рады работать с ними и достичь целей администрации», — сказал он.