
Цифровой аутизм. Как возникает и как с ним бороться?
Три мозговые сети
До недавнего времени, среди учёных изучающих человеческий головной мозг считалось, что мозг - орган, жёстко поделённый на отделы, которые строго выполняют свою функцию.
Отделы мозга
Но вскоре выяснилось, что мозг больше похож на переплетённую сеть из нейронов по которым пробегают множество импульсов каждую секунду.
В результате работы над проектом мирового масштаба: "Human Connectome Project" исследователи изучив целых 500 участков человеческого головного мозга, смогли построить его коннектом. Это что-то вроде генома человека, только коннектом (карта нейронных связей). Именно в этих миллионах нитей из нейронов, хранятся: знания, восприятие, личность/душа. Если сказать более ёмко, то все эти нейронные связи и есть твоя личность.
Коннектом (карта нейронных связей)
Что больше всего поразило учёных: оказалось что отдалённые участки мозга, могут общаться между собой.
Затем выяснилось, что головной мозг может работать в трёх режимах:
1) Центральная исполнительная сеть. Включается когда мы потребляем информацию. Она же активна когда нужно сосредоточиться на конкретной задаче: помыть посуду, прочитать книгу, составить отчёт, собрать деталь и т.д.
2) Сеть работы по умолчанию (дефолтная сеть). Эта сеть становиться активна когда мы думаем ни о чём, когда нас не отвлекают внешние раздражители.
В этот момент все события произошедшие с нами - укладываются в картину мира. Это не просто процесс архивирования и работа с памятью - это определение что хорошо и что плохо, также это выработка эмоционального ответа на происходящее в жизни и процесс формирования модели мира, и что наверное самое главное понимание своего места в этом мире.
Именно эта сеть дарит нам ответы когда мы их уже и не ждали, после чего восклицаем: "эврика!". Только во время работы дефолтной сети мы мыслим креативно.
Но существует одна особенность: в здоровом мозге эти две сети не могут работать одновременно. координатором который решает какой из этих двух сетей работать является:
3) Сеть значимости. именно эта сеть определяет, что важно для конкретного человека, в древности она помогала выжить маркируя, что опасно или полезно для вас. В современном мире именно эта же сеть определяет какую информацию потреблять, а какую игнорировать, т.е. отсеивает информацию по нашим интересам и потребностям.
Реакцией этой сети на полезную информацию является запуск работы центральной исполнительной сети, тем самым давая команду потреблять информацию.
Во время исследований также был установлен ещё один факт: структура мозга меняется с годами
математическая модель связанности мозга ребёнка 7.5 лет
На этой модели видно что все сети этого мозга разбросаны анатомически, тоесть примерно такая структура заложена природой с рождения.
Также видно что элементы дефолтной системы очень слабо связанны друг с другом. Это объясняется тем, что мозг молодой и ещё не построил картину мира, а также не склонен пока ещё к глубокой рефлексии из-за отсутствия большого количества жизненного опыта
математическая модель связанности мозга взрослого человека возрастом примерно 25.5 лет
Как видно уже в сравнении с предыдущим изображением, с годами архитектура связанности сетей мозга сильно меняется, стремясь к укреплению структуры для эффективности работы мозга.
Из всего увиденного раннее, можно сделать вывод: молодой человек не только получает знания о мире, а буквально программирует свой мозг.
Почему мы деградируем?
Большинство обычных людей и не догадываются о том как работает их головной мозг, но за-то медиа-инженеры работающие над созданием социальных сетей очень хорошо это знают и понимают, из-за чего усиленно принимаются эксплуатировать эту особенность нашего мозга, создавая индивидуальные ленты рекомендаций тем самым удерживая внимание миллионов юзеров на множество часов каждый день, из-за чего центральная исполнительная сеть работает без остановки практически круглосуточно. А мы помним что центральная и дефолтные мозговые сети не могут работать одновременно, соответственно в такой ситуации дефолтная сеть подавляется и практически не работает.
У мозга человека который постоянно потребляет информацию, не остаётся энергии для мышления. Люди которые практически не отвлекаются от телефона, очень редко включают голову, мыслят стереотипно и не развиваются. Вместо открытий и изменений постоянно потребляют информационную жвачку.
Что примечательно, мозг как раз таки тратит примерно до 90% энергии на дефолтную сеть, как на конструирующую саму личность.
После работы или учёбы где главенствует центральная исполнительная сеть, первым делом современный человек заглядывает в телефон чтобы "отдохнуть"
и своими действиями способствует тому чтобы его система мышления (которая активно формируется до 25 лет) атрофировалась.
Также в исследованиях упоминается факт того что люди с деградировавшей дефолтной сетью испытывают большие сложности с обработкой прошлого опыта и разработкой сценариев своего собственного будущего.
Основываясь на изученной информации могу сделать свой субъективный обывательский вывод: если дефолтная сеть отвечает за построение модели мира, самоидентификацию, обработку прошлого и прогнозов будущего, а гипернагрузка исполнительной сети угнетает дефолтную, то когда человек остаётся на едине с собой он чувствует тревожность, страх и бесперспективность. Человеку не комфортно находиться в реальном мире, потому что дефолтная сеть не смогла построить картину мира и именно из-за этого человек старается поскорее заглушить это состояние новой дозой цифрового наркотика.
Что важно понять: когда нам кажется, что мы ничего не делаем - наш мозг работает! Работа дефолтной системы поддерживается когда мы спим или ни о чём не думаем. В этот момент дефолтная сеть строит нашу версию этого мира.
Способы улучшения работы трёх мозговых сетей
После всей страшной и серьёзной информации упомянутой раннее, стоит добавить такой же серьёзной и важной информации, но дающей позитивный настрой и надежду на исправление ситуации.
Собственно говоря какая бы не была степень проблемы в корректности работы дефолтной сети, её работу можно восстановить.
Причём эффект этого восстановления будет более заметен и ощутим чем сильнее вы зависите от смартфонов и соц. сетей.
Вот способы восстановления которые помогли лично мне:
Первый способ: медитация, она помогает сети значимости. Медитация помогает нам намного более осознанно выбирать между важным и не важным, меньше подвергаться стороннему влияниям таким как мода и общественное мнение.
Второй способ: цифровая гигиена, она хорошо сказывается на работе центральной исполнительной сети, увеличивая кратковременную память и концентрацию внимания.
Уберите подальше смартфон (в сумку или другую комнату), предварительно включив беззвучный режим, чтобы не отвлекаться когда будете работать или учиться.
Третий способ: поддерживайте социальные контакты и связи, это очень эффективный способ наладить работу дефолтной сети. Очень важно чаще встречаться и поддерживать общение со своими друзьями и близкими в живую, а не с помощью соц. сетей и мессенджеров где один сухой текст, лишённый эмоциональной и чувственной составляющих, являющимися фундаментом нормальных отношений и общения.
Также хочу дать дополнительные советы для качественной работы дефолтной сети: старайтесь сокращать часы использования смартфона и компьютера (кроме тех случаев когда вы работаете за компьютером или смартфоном. Вне рабочего времени стоит сократить их использование). Старайтесь читать книги, это поможет улучшить концентрацию внимания.
И самый эффективный совет: просто ничего не делайте и не о чём специально не думайте и не концентрируйтесь на мыслях, будет ещё лучше если вы выйдите на прогулку по природе или же просто по городу. Будет намного лучше если это делать без наушников и музыки.
Только вы и весь этот прекрасный никогда до конца не опознанный мир. Это и есть самый лучший способ разгрузить мозг и дать ему по настоящему отдохнуть и собраться с мыслями.
Все эти советы помогут вам восстановить корректную работу трёх мозговых сетей, обрести актуальную картину мира и моральное спокойствие с пониманием процессов проходящих в вашей жизни, своевременно на них реагируя, обновляя и дополняя свою картину новыми деталями и красками.
Удачи!
Источники:1. https://www.themeditationblog.com/the-brains-default-mode-network-what-does-it-mean-to-us/
2. https://www.sciencedirect.com/topics/neuroscience/default-mode-network
3. https://www.sciencedirect.com/topics/neuroscience/default-mode-network
4. https://journals.plos.org/ploscompbiol/article?id=10.1371/journal.pcbi.1000381
5. https://journals.plos.org/ploscompbiol/article/file?id=10.1371/journal.pcbi.1000381.s008&type=supplementary
6. https://www.ics.uci.edu/~gmark/chi08-mark.pdf
7. https://www.weforum.org/agenda/2019/04/the-modern-workplace-is-hopelessly-distracting-and-its-costing-us-time-and-money/
8. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0165032716303196?via%3Dihub
9. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4019756/
10. https://www.researchgate.net/publication/49798570_Mobile_phone_use_and_stress_sleep_disturbances_and_symptoms_of_depression_among_young_adults_-_A_prospective_cohort_study
11. https://desdemonadespair.net/2018/03/screen-time-boosts-depression-and.html
12. https://www.vox.com/science-and-health/2019/2/20/18210498/smartphones-tech-social-media-teens-depression-anxiety-research
13. https://www.journals.uchicago.edu/doi/full/10.1086/691462
14. http://www.iapsych.com/articles/bressler2010.pdf
15. https://www.medicaldaily.com/10-faq-about-human-connectome-project-astonishing-sister-nihs-human-genome-project-362650
16. https://www.psychologytoday.com/us/blog/the-athletes-way/201311/what-is-the-human-connectome-project-why-should-you-care
17. https://www.researchgate.net/publication/285539099_Well_connected_The_biological_implications_of_%27social_networking%27
Очень необычная информация, благодарю вас
Спасибо! Интересно!