
Все хорошо в меру: нельзя быть слишком ортодоксальным мусульманином, игнорируя светские праздники.
Всем привет, меня зовут Андрей, это снова я!
Есть у меня один знакомый. Он мой дальний родственник. Не просто мусульманин, а ортодоксальный мусульманин. Очень-очень ортодоксальный. Однажды был случай: позвали его в гости. Ему нужно было идти домой, причем раньше остальных гостей. А перед этим он рассказал историю о том, что мужчина не может находиться с женщиной в одном закрытом помещении (если это не его жена или дочь, конечно). Эта история была рассказана, когда все находились на пятом этаже. А когда гость собрался идти домой, он сказал, что пойдет домой пешком один (ну не домой, конечно, а до парковки, до своей машины). Я сразу понял, на что он намекает: его хотела проводить хозяйка дома, она женщина не замужняя, а мулла женат, ему нельзя быть в одном помещении вместе с женщиной! Это касается всех случаев, в том числе и тех, когда это помещение - лифт в многоэтажном доме!!! Я сразу понял, на что намекает этот мулла. Я сказал ему, что я тоже пойду его провожать. А назад возвращаться вдвоем с хозяйкой дома мне можно, я же не такой ортодоксальный мусульманин! А этот мулла даже сказал мне "большое спасибо", что благодаря мне ему не пришлось идти пешком на парковку.
И еще несколько случаем с этим же человеком. Он не признает никаких светских праздников. Говорит, что у мусульманина есть только два праздника: это Курбан-байрам и Ураза-байрам. Все остальные праздники он игнорирует, не поздравляет других, и вместо "спасибо" говорит, что для него это не праздник. Странна позиция, ведь под "не праздник" у него подходит и Новый год, и День Победы. Я бы согласился, что мусульманин не может считать своими праздниками памятные даты других религий, но игнорировать День Победы - это уже, как мне кажется, кощунство. Я даже удивляюсь, что этот мой знакомый мулла до сих пор не нарвался и не получил проблем на свою голову из-за такого странного мировоззрения. Кто-то же может расценить это как глумление над историей страны, над ветеранами, над историческим прошлым. Ведь отчасти благодаря именно этой самой Победе этот мулла сейчас может получить и жизнь именно в таком виде и на таких условиях, какие есть сейчас, и свободу (в том числе и свободу слова, и свободу вероисповедания). Нужно жить в мире, где вокруг тебя много людей, и уважать традиции и праздники этих людей, этого общества.
Хотя во всем остальном этот мулла - очень хороший человек. Его даже часто можно назвать "мулла наоборот".
Потому что есть очень много таких его коллег, которые постоянно думают только о себе (все "дай", да "дай"). Однажды я видел такого муллу, который несколько раз во время одной церемонии похорон просил родственников раздавать подати (не только лично себе, но и другим гостям процессии тоже).
Честно говоря, я в Уфе на своем веку видел немало представителей мусульманского духовенства. К сожалению, среди них не очень часто можно встретить таких, о которых можно сказать много хороших и добрых слов. Однажды был случай: в однокомнатной квартире, где и так мало места, кто-то из гостей на похоронах случайно задел муллу. Так он вообще закатил скандал, говорит, что его может трогать только близкая родственница или жена. Тот же мулла на той же церемонии заявил, что поедет сам на кладбище (это была церемония прощания с усопшим человеком) только в том случае, если ему еще дополнительно заплатят достаточно кругленькую сумму. Сумма, которую он просил, была сопоставима со средней зарплатой в Уфе, которая была в те годы. Конечно, те люди просто отказали. Всем гостям было видно, что это далеко не богатая семья. Одна комната, где жили три поколения. Представитель среднего поколения скоропостижно скончался, а остались два человека - внучка и бабушка. Вот такие бывают случаи в жизни. Да и многого тут не расскажешь, многое останется "между строк, за кадром". Но иногда, очень редко, встречаются и такие представители мусульманского духовенства, которые о себе оставляют только положительные воспоминания.
А тот мулла, о котором я веду рассказ в данной статье, который настолько ортодоксален, что не признает светских праздников, часто приходит сам в гости на разные мероприятия не с пустыми руками, а с подарками, гостинцами. Хоть и принимает те подати, что обычно раздают во время разных мусульманских церемоний, но их оставляет не себе, а относит в мечеть. Говорят, что в начале карьеры муллы он что-то оставлял себе, но вскоре после этого у него стали возникать проблемы со здоровьем. А когда он стал отдавать все в мечеть, эти проблемы со здоровьем исчезли. В общем-то, он неплохой человек. Водит машину, несмотря на преклонный возраст. Работает, причем не только муллой, у него есть работа и в светской жизни тоже. Но вот его игнорирование светских праздников я понять не могу.
А на этом пока всё, всем пока, и до новых встреч!
в наше время нужно быть очень гибким
Хорошая статья. Спасибо 😉
Люди все разные, и такой вам встретился, как есть.
Не суди, да не судим будешь