
Пришел в банк разблокировать карту, а там сказали, что вас больше нет
Удивительная история вчера попалась на просторах Интернета. Прочтя которую, осталась мягко говоря, в недоумении. И даже решила поделится этой новостью с другом, чтобы обсудить, как может такое быть. Фейк или не фейк (а нынче, сами понимаете, времена непростые, кругом мерещатся мошенники). Если не фейк, то кто виноват и что делать, если вдруг такое случится с тобой.
А новость собственно такова: 50-летний житель Санкт-Петербурга пришел в банк, чтобы разобраться, почему ему заблокировали зарплатную карту. А там его ждал нежданчик.
И дело, как выяснилось, оказывается не в том, что товарищу взломали аккаунт на "Госуслугах" и взяли кредиты или что-то в этом роде. И банк на это отреагировал как положено: заблокировал счета гражданина.
Если честно, не представляю, как бы я отреагировала, будь я на месте несчастного. Да и не дай бог! Тьфу трижды.
Так вот, пострадавшему клиенту заблочили счет и карту, ибо его признали умершим.
Даже не знаешь, плакать или смеяться
К такой ситуации привела техническая ошибка в одном из медучреждений, где была констатирована смерть человека с похожими данными.
Я, когда новость сию озвучила другу по телефону, он не поверил и сказал, что это скорее всего фейк, ибо откуда банку знать, ушел его клиент в мир иной или нет.
Но я, как человек дотошный и любопытный, решила найти ответ на возникшие вопросы. Ведь, согласитесь, такое в наш век сплошной цифровизации может случиться с кем угодно. И как бы хотелось бы понять алгоритм действий госмашины.
Накопала интересное. Возможно, и вам будет любопытно.
Оказывается, есть такой федеральный закон от 18.11.2022 438-ФЗ, который обязывает Федеральную налоговую службу делиться новым видом сведений с финансовыми организациями. В том числе и с банками.
В феврале 2020 года на рабочей встрече Ассоциации банков России с сотрудниками ФНС, Центробанка и Минфина обсуждался вопрос, что банкам необходимо право работать со сведениями об умерших клиентах.
Ибо пока банки в неведении, жив их клиент или нет, чревато убытками. Для банков соответственно.
Так как пока счета человека активны – ему начисляются пени за просрочки, например, по потребительским кредитам и ипотеке, в штатном режиме проводятся социальные выплаты и пенсия. Соответственно, родственникам погибших приходится бегать по инстанциям и оспаривать неправомерные списания и штрафы, которые переходят им в наследство.
Закон 438-ФЗ приняли, и с 18 мая 2023 года он заработал
Как эта схема выглядит на деле. Коротко.
После регистрации смерти гражданина соответствующие данные отражаются в единой базе с записями актов гражданского состояния.
Оттуда (из базы) эти сведения приходят в ФНС. Налоговая служба снимает умершего налогоплательщика с учета.
И передает данные о его смерти (о дате смерти, данных справки о смерти, органе, зарегистрировавшем смерть, и ряд других сведений) в банки, где у налогоплательщика были открыты счета.
Все это делается быстро. В банки ФНС должна предоставить инфу не позднее двух рабочих дней после снятия гражданина с налогового учета.
Соответственно, банки оперативно реагируют и блочат счета и карты клиента.
Что же касается пострадавшего от «ошибки» медицинского учреждения петербуржца, то ему можно только посочувствовать. Делом сейчас занимается прокуратура.
А вообще, конечно, интересно, что делать в такой ситуации? И как реагируют банки на клиента, который пришел со своим паспортом, ИНН, СНИЛС и предъявляет им – вот я, живой и невредимый?
Юристы просветите, пожалуйста, что делать в такой ситуации? Как доказывать, что ты скорее жив, чем мертв?
Источники: Подробнее ➤, Подробнее ➤
Скорее всего, совпадают ФИО, возможно, год рождения. Поэтому и перепутали.
Бывает такое, при совпадении данных, при сбое. Почему молчат юристы по этому поводу, вопрос был задан.
Вот да, хотелось бы мнение и советы профессионалов услышать. но, увы, что-то юристы молчат((
Не всегда в банки передают информацию об умершем человеке.