Андрей Козлович
Андрей Козлович Подписчиков: 3105
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 40М

Интеллектуальное дополнение к «Матрице», о котором забывать – значит не понять главное

40 дочитываний
38 комментариев
Эта публикация уже заработала 19,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Интеллектуальное дополнение к «Матрице», о котором забывать – значит не понять главное

Иногда судьба фильма оказывается не заслуженно скромной – просто потому, что его затмила громкая премьера, вышедшая в те же дни. Так произошло и с картиной «Тринадцатый этаж» (1999), режиссёра Йозефа Руснака и продюсера Роланда Эммериха. На фоне кассового успеха «Матрицы» Вачовски, этот философский триллер остался почти в тени – хотя при внимательном просмотре он не только ничем не уступает, но в чём-то даже превосходит более популярную ленту.

В отличие от «Матрицы», в которой симуляция лишь напластована на реальность и обслуживает социальную сатиру, «Тринадцатый этаж» погружает нас в концепцию настоящей виртуальной Вселенной – замкнутой, самодостаточной, живущей по своим законам. Причём – и это важно – таких вселенных оказывается не одна. Мы сталкиваемся с по-настоящему многоуровневым моделированием реальности, и постепенно понимаем: кто именно – «настоящий», а кто – всего лишь пучок электронов, знать уже невозможно.

Эта идея – внятное и редкое для кино воплощение той самой гностической, «ноосферной» концепции, которую развивали, хоть и не напрямую, такие авторы, как Роберт Бартини, Станислав Лем, братья Стругацкие, Филип Дик и, позднее, Лана Вачовски. Согласно этой концепции, наша Вселенная – не высшая реальность, а искусственная голограмма, созданная неким сверхразумом – но поражённая изначальной «ошибкой», своеобразным инферно, ведущим к страданию, разобщённости и деградации. Причём создатель этой голограммы – не добрый бог, а скорее кибернетический демиург, допустивший роковую помеху. В христианской терминологии – Господь Бог. В языко-гностической – Архитектор, как в «Матрице». Или просто: программист.

В «Тринадцатом этаже» создателей сразу двое – оба хорошие, оба наивные. Они, как боги второго эшелона, ещё не ведают всей глубины игры, в которую вовлечены. Они программируют город своей молодости, населённый цифровыми обитателями – полностью разумными, самостоятельными, трагически не ведающими, что их реальность иллюзорна. И вдруг оказывается, что мир их самих – тоже виртуален, просто другого уровня. Один слой матрёшки вскрыт – но что под ним?

А потом – главное открытие фильма: возможность перехода между уровнями, не только сверху вниз, но и обратно. Вопрос уже не в том, кто настоящий, а в том, кто способен выйти за пределы круга, навязанных правил, навязанной реальности. И это делает «Тринадцатый этаж» прямым продолжением гностической традиции: мир ошибочен, но из него можно выбраться. А тот, кто выбрался, может стать богом – или свергнуть бога.

Это же – лейтмотив философии Бартини, гностиков и Гермеса Трисмегиста: «Люди смертные боги, боги бессмертные люди…» В этом мире богами становятся те, кто осознаёт своё происхождение – и свою возможность выйти за пределы модели.

«Матрица» показала цепь. «Тринадцатый этаж» – схему этой цепи. Нам остаётся дождаться третьего фильма, который объяснит, как именно её разомкнуть – и кто за этим стоит.

Стоп-кадры

Главный герой:

Интеллектуальное дополнение к «Матрице», о котором забывать – значит не понять главное

Главная героиня:


Интеллектуальное дополнение к «Матрице», о котором забывать – значит не понять главное

Создатель:


Интеллектуальное дополнение к «Матрице», о котором забывать – значит не понять главное

Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.

38 комментариев
Понравилась публикация?
29 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
количество символов: 0

Показать всех обсуждающих (21)

Комментарии: 38
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Согласен с автором публикации. Спасибо большое.

+2 / 0
Ответить

Рад пониманию!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Рекламируй свои любые услуги бесплатно
на nem.com

нередко думаю: а вдруг на самом деле окружающее нас всего лишь игра воображения?

+2 / 0
Ответить

Очень на то похоже.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Интересный отзыв. Спасибо, Андрей.

+2 / 0
Ответить

Рад Вашему интересу! И Вам спасибо!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Хороший фильм, кстати.

+2 / 0
Ответить

Это точно!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Для меня "Матрица" просто фантастический фиьм, а подтесты и скрытые смыслы я ищу в "Крёстном отце" и "Однажды в Америке".

+1 / 0
Ответить

Тогда гляньте сколько на Ютубе теорий по "Матрице", и, самое главное, сколько у таких роликов просмотров, и какие на них делаются деньги...

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (38)

Ложный бог повержен. Что «Матрица-4» говорит о нашей реальности – и о женщине, которая всё изменила

Гностическая революция на экране: что означает возвращение Софии в лице Тринити? В четвёртом фильме франшизы «Матрица» всё меняется. Нео по-прежнему важен, но именно Тринити становится центром происходящего.

Братья Стругацкие, «За миллиард лет до конца света» (отзыв на книгу)

«Противостоит сама природа» – гностическое измерение повести Стругацких. Повесть Аркадия и Бориса Стругацких «За миллиард лет до конца света» – одна из тех книг, о которой невозможно забыть, однажды прочитав.