
Интеллектуальное дополнение к «Матрице», о котором забывать – значит не понять главное

Иногда судьба фильма оказывается не заслуженно скромной – просто потому, что его затмила громкая премьера, вышедшая в те же дни. Так произошло и с картиной «Тринадцатый этаж» (1999), режиссёра Йозефа Руснака и продюсера Роланда Эммериха. На фоне кассового успеха «Матрицы» Вачовски, этот философский триллер остался почти в тени – хотя при внимательном просмотре он не только ничем не уступает, но в чём-то даже превосходит более популярную ленту.
В отличие от «Матрицы», в которой симуляция лишь напластована на реальность и обслуживает социальную сатиру, «Тринадцатый этаж» погружает нас в концепцию настоящей виртуальной Вселенной – замкнутой, самодостаточной, живущей по своим законам. Причём – и это важно – таких вселенных оказывается не одна. Мы сталкиваемся с по-настоящему многоуровневым моделированием реальности, и постепенно понимаем: кто именно – «настоящий», а кто – всего лишь пучок электронов, знать уже невозможно.
Эта идея – внятное и редкое для кино воплощение той самой гностической, «ноосферной» концепции, которую развивали, хоть и не напрямую, такие авторы, как Роберт Бартини, Станислав Лем, братья Стругацкие, Филип Дик и, позднее, Лана Вачовски. Согласно этой концепции, наша Вселенная – не высшая реальность, а искусственная голограмма, созданная неким сверхразумом – но поражённая изначальной «ошибкой», своеобразным инферно, ведущим к страданию, разобщённости и деградации. Причём создатель этой голограммы – не добрый бог, а скорее кибернетический демиург, допустивший роковую помеху. В христианской терминологии – Господь Бог. В языко-гностической – Архитектор, как в «Матрице». Или просто: программист.
В «Тринадцатом этаже» создателей сразу двое – оба хорошие, оба наивные. Они, как боги второго эшелона, ещё не ведают всей глубины игры, в которую вовлечены. Они программируют город своей молодости, населённый цифровыми обитателями – полностью разумными, самостоятельными, трагически не ведающими, что их реальность иллюзорна. И вдруг оказывается, что мир их самих – тоже виртуален, просто другого уровня. Один слой матрёшки вскрыт – но что под ним?
А потом – главное открытие фильма: возможность перехода между уровнями, не только сверху вниз, но и обратно. Вопрос уже не в том, кто настоящий, а в том, кто способен выйти за пределы круга, навязанных правил, навязанной реальности. И это делает «Тринадцатый этаж» прямым продолжением гностической традиции: мир ошибочен, но из него можно выбраться. А тот, кто выбрался, может стать богом – или свергнуть бога.
Это же – лейтмотив философии Бартини, гностиков и Гермеса Трисмегиста: «Люди смертные боги, боги бессмертные люди…» В этом мире богами становятся те, кто осознаёт своё происхождение – и свою возможность выйти за пределы модели.
«Матрица» показала цепь. «Тринадцатый этаж» – схему этой цепи. Нам остаётся дождаться третьего фильма, который объяснит, как именно её разомкнуть – и кто за этим стоит.
Стоп-кадры
Главный герой:
Главная героиня:
Создатель:
Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.
Согласен с автором публикации. Спасибо большое.
Рад пониманию!
нередко думаю: а вдруг на самом деле окружающее нас всего лишь игра воображения?
Очень на то похоже.
Интересный отзыв. Спасибо, Андрей.
Рад Вашему интересу! И Вам спасибо!
Хороший фильм, кстати.
Это точно!
Для меня "Матрица" просто фантастический фиьм, а подтесты и скрытые смыслы я ищу в "Крёстном отце" и "Однажды в Америке".
Тогда гляньте сколько на Ютубе теорий по "Матрице", и, самое главное, сколько у таких роликов просмотров, и какие на них делаются деньги...