
Минздрав утвердил новый порядок экспертизы качества медпомощи, оплачиваемой не из средств ОМС
Мы продолжаем рассматривать новые приказы Минздрава (ранее были рассмотрены приказы:о критериях оценки качества медпомощи, о паллиативной помощи, о профилактических осмотрах детей, перевод аптек в систему здравоохранения и частично доклад о реализации государственной политики в сфере образования). На очереди - Порядок Экспертизы Качества Медицинской Помощи (ЭКМП), которая оказывается вне системы Обязательного Медицинского Страхования (ОМС).
Как и многие другие приказы в рамках большого обновления медицинских документов, он вступит в силу с 1 сентября 2025 года. В документе уточняется, что приказ распространяется на федеральный и ведомственный контроль и проверочные мероприятия, которые проводят минздравы регионов, государственные организации и внебюджетные фонды. То есть, проще говоря, на всех проверяющих, вне зависимости от их статуса в системе.
При проведении ЭКМП специалист оценивает своевременность оказания медпомощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и степень достижения запланированного результата. В случае выявления нарушений он определяет их негативные последствия и ущерб, который был нанесён пациенту.
Списка критериев оценки в приказе нет. В разработанном ранее проекте они были представлены отдельно, но в финальную версию не попали. Анализировавшие перечень эксперты утверждали, что новые критерии ЭКМП приведут к подмене реальной экспертизы формальностью и снижению качества лечения и диагностики. По их мнению, основная мотивация регулятора — снять ответственность с медорганизаций за неисполнение клинических рекомендаций (КР). Это не удивительно - учитывая нехватку врачей, износ оборудования и проблемы с некоторыми лекарственными препаратами, Минздрав заранее себе стелет соломку.
Таким образом, вся экспертная деятельность будет сведена к формальной оценке самого факта медицинской манипуляции, таких как осмотр врача или введение препарата, без учета их необходимости и обоснованности в конкретной ситуации с учетом состояния пациента. То есть оценка становится на уровне "если есть врач - уже хорошо, а если есть лекарство - вообще прекрасно!".
Медорганизации перешли на обязательное оказание помощи в соответствии с клиническими рекомендациями с 1 января 2025 года. Параллельно с этим медработники обсуждают неготовность системы ОМС к работе по новым правилам из-за недостаточного оснащения. Не секрет, что в больницах наблюдается нехватка оборудования, медицинского персонала и лекарственных средств. Непонятно также, как и из каких средств будет оплачиваться маршрутизация пациентов (перенаправление в другие медицинские организации), которую предлагается сделать основным механизмом страховки медорганизаций от неисполнения КР в случае отсутствия в них нужных специалистов, лекарств или расходных материалов. Ранее маршрутизацию оплачивалась из фонда ОМС, после чего деньги направлялись от одной больницы к другой. Более того, вопрос встаёт и о времени в пути: дорога до больницы, в которую направляют пациентов по маршрутизации, может доходить до 12 часов в одну сторону. А если пациент не сможет добраться до нужной больницы - то это проблема пациента, как правило (в ответах на жалобы нередко пишется номер направления, и что мол больной был направлен, у нас специалистов нет). Это тоже не новость, об этом Минздрав в курсе (и тем не менее, чиновники пытаются дооптимизировать оставшиеся амбулатории или отделения).
Согласно представленному в середине января проекту приказа Минздрава, КР не могут использоваться при контроле и экспертизах качества медицинской помощи. Однако документ пока не вступил в законную силу. Юристы и пациентские организации оценили его негативно - но кажется, это вопрос времени, когда его примут проигнорировав негативную оценку.
Медработники, юристы и пациенты считают, что необеспеченность материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения КР — не повод вообще выводить их из системы регулирования медицинской помощи. А именно это пытается сделать Минздрав. В этом случае будет практически невозможно обосновать расширение инноваций, включение в систему ОМС новых лекарственных препаратов и методов лечения, а также проведения специализированных методов диагностики.
Это означает только одно: прогресс в медицинской сфере, новые методы лечения и лекарственные препараты могут просто не попасть в ОМС, а Минздрав спокойно будет игнорировать развитие медицины в стране. Не говоря уже о том, что некоторые диагнозы можно поставить только с помощью специальных методов диагностики.
И это грустно - бедную сферу итак уже разрушили практически до основания бесконечными отчётами, KPI, оптимизацией и теперь угрозами обязательных отработок для будущих студентов-медиков.
Источник: Принят новый порядок экспертизы качества медпомощи вне ОМС
Источник: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.04.2025 № 204н