
Повесть, где «скоты» правят миром и механизм невидимости – вовсе не фантастика

Повесть «Дети синего фламинго» Владислав Крапивин написал в 1979 году. Впервые она была опубликована в журнале «Уральский следопыт» № 2–3 за 1981 год, а в 2010 году её экранизировали под названием «Легенда острова Двид». Честно говоря, экранизация, на мой взгляд, получилась слабой: если бы её не было, повесть только выиграла бы. Сам Крапивин тоже оставил о ней нелестные отзывы. Прежде чем написать эту рецензию, я специально пересмотрел фильм, чтобы быть объективным.
Сама повесть необычна и даже удивительно, как её удалось опубликовать в Советском Союзе. Во многом она перекликается с романом украинского писателя Олеся Бердника «Звёздный корсар» (1971), за который Берднику пришлось заплатить четырьмя годами тюрьмы. Крапивину повезло больше, и советская цензура его тогда обошла стороной.
Особенно впечатляет, насколько детально Крапивин описал в книге механизм невидимости. Это не просто фантастическая выдумка – всё объяснено логично и технично, так что невидимость в контексте тоталитарного общества начинает восприниматься почти документально.
А теперь о самом острове Двид. Для меня это совершенно очевидная аллегория Советского Союза и тоталитарной системы «скотского» образца. Почему именно «скотского»? Ещё Грибоедов в «Горе от ума» точно показал таких персонажей в лице Фамусова и Молчалина (Скалозуб у него, кстати, скорее «зверь»). Булгаков в «Собачьем сердце» продемонстрировал это на примере Шарикова. Но чтобы показать мир, где «скоты» полностью захватили власть и установили свои правила, мне довелось увидеть это только у Крапивина (и, конечно, у Бердника).
При этом стоит заметить, что в «Часе Быка» Ивана Ефремова тоже есть нечто подобное: там планета Торманс, которую многие воспринимают как аллегорию СССР, хоть и «звериного» типа. Но у Крапивина получается ещё более «приземлённый» вариант – остров Двид словно списан с реалий Советского Союза конца 1970-х.
А если говорить об атмосфере повести, то она поражает своим светом и надеждой даже в самых тёмных эпизодах. Несмотря на всю мрачность происходящего, Крапивин оставляет место вере в добро и в человеческое достоинство. Может быть, поэтому книга оказалась такой пронзительной и значимой для многих поколений.
Резюмируя, «Дети синего фламинго» – это не просто подростковая фантастика, а глубокая и многослойная история о тоталитаризме, конформизме и о том, как легко можно потерять собственную свободу.
Мой вердикт: если вы ищете книгу, которая одновременно и приключенческая, и философская, «Дети синего фламинго» стоит читать обязательно.
Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.
Не читал эту книгу. Заинтересовали.
Буду рад, если Вам понравится!
Впервые слышу про эту книгу, но почитать захотелось. Эх, время бы на это найти...
Буду рад, если Вам понравится!
Спасибо за информацию, Андрей.
И Вам спасибо!
Не читала 😵 Надо найти время 😉
Буду рад, если Вам понравится!
С таким произведением Крапивина не знакома. Почитаю, если представится случай.
Буду рад, если Вам понравится!