
СУ-101: броневик с задним двигателем, который не успел на свою войну.
Когда в 1945 году над Берлином поднималось красное знамя, в тени победы остались не только трагедии и разрушения, но и интересные технические разработки, которым не суждено было выйти в серию. Одна из таких машин — СУ-101, опытная советская самоходная установка на базе танка Т-44, с необычной для своего времени компоновкой и амбициозным замахом на будущее. Это был ответ на вопрос: «А что, если сделать бронированную машину по-другому?»
Изображение взято с yandex.ru
Давайте разберёмся, что это вообще было за зверь такой — СУ-101, зачем её создавали, почему она так и осталась опытным образцом и чем вообще интересна для тех, кто неравнодушен к технике времён Второй мировой.
Что такое СУ-101 и почему она появилась так поздно.
К 1944 году стало ясно: немецкие тяжёлые танки вроде «Тигра» и «Пантеры» всерьёз угрожают советской бронетехнике. Наш Т-34-76 устарел, а и Т-34-85 уже не всегда справлялся на дистанции. Поэтому активно разрабатывались мощные самоходки, такие как ИСУ-122, ИСУ-152, СУ-85, СУ-100. Последняя, к слову, стала очень успешной машиной, но и у неё были ограничения — в первую очередь по защищённости и подвижности.
В это время параллельно шла работа над новым средним танком — Т-44, который должен был заменить Т-34. У него была современная компоновка с задним расположением двигателя, надёжная броня и ходовая часть с торсионами. Вот тогда и родилась идея: а не взять ли базу Т-44 и не сделать на ней новую самоходку? Так на свет и появилась СУ-101.
Разработкой занимался Уралмаш (УЗТМ), под руководством конструктора Лев Израилевич Горлицкого — того самого, кто стоял за созданием СУ-85 и СУ-100. Работы начались в конце 1944 года, а уже весной 1945 года были готовы опытные образцы.
Главная особенность СУ-101 — заднемоторная компоновка. И тут важно понимать, насколько это было нетипично для советских САУ. До этого у нас почти все самоходки имели двигатель спереди, а боевое отделение — сзади. Это облегчало конструкцию, позволяло эффективно использовать броневой объём. Но были и минусы — экипаж сидел прямо над двигателем, рядом с трансмиссией, в тесноте и жаре.
СУ-101 была в этом смысле революцией. Двигатель и трансмиссия находились в корме, как на Т-44, а боевое отделение — спереди. В результате получилась хорошо защищённая машина с низким силуэтом, где экипажу было сравнительно комфортнее, а лобовая броня достигала 90 мм под углом, что давало надёжную защиту от большинства немецких снарядов.
Вооружение: грозная пушка Д-10С
СУ-101 вооружалась 100-мм пушкой Д-10С, такой же, как на СУ-100. Эта пушка считалась одной из лучших в своём классе. Она пробивала до 160 мм брони на дистанции 1000 метров, а это означало, что СУ-101 могла сражаться даже с «Тигром» или «Пантерой» на равных.
Боекомплект составлял 35 выстрелов, что вполне достаточно для самоходки. Главное — была возможность вести огонь прямой наводкой по бронированным целям. А низкий силуэт и лобовая броня давали хорошую выживаемость в лобовых столкновениях.
Но не всё было гладко: из-за ограниченного объёма в боевом отделении угол горизонтального наведения пушки был совсем скромным — по 10 градусов в каждую сторону, а вертикального — от -3 до +20 градусов. Этого хватало для засадной тактики, но в мобильном бою это уже минус.
Экипаж и условия службы внутри.
СУ-101 обслуживал экипаж из четырёх человек: командир, наводчик, заряжающий и механик-водитель. Сравнительно с другими САУ, внутри было не так тесно, а благодаря новому расположению двигателя температура была пониже, что уже можно считать комфортом.
Особое внимание уделили вентиляции — стояли два вентилятора, а также дополнительные люки для экстренного покидания машины. Башни, как таковой, не было — это типичная САУ. Но зато силуэт машины был низким: высота СУ-101 — всего 2,25 м, что ниже, чем у Т-34-85.
Броня: лоб крепкий, борта тоньше.
Лобовая броня корпуса доходила до 90 мм под рациональным углом, что делало СУ-101 трудноуязвимой для снарядов калибра 75 мм и даже некоторых 88-мм на больших дистанциях. Борта были поскромнее — 45 мм, но под углом. Корма — 45 мм вертикальной брони, что было слабым местом, как у всех машин с задним расположением двигателя.
Однако в целом бронезащита считалась сбалансированной — особенно если учесть, что это была средняя самоходка, а не тяжёлый ИСУ-шный монстр.
Ходовая часть и двигатель: от Т-44, но не без проблем.
В качестве базы использовался шасси от Т-44, а это значит — торсионная подвеска, шесть опорных катков с каждой стороны, ведущие колёса сзади. Это обеспечивало хорошую плавность хода, устойчивость на бездорожье и высокую проходимость.
Двигатель — дизель В-44, мощностью 500 л.с. При боевой массе около 34 тонн это давало удельную мощность 14,7 л.с./т и максимальную скорость до 54 км/ч по шоссе. По тем временам — очень неплохо. Особенно если сравнивать с тяжёлой САУ ИСУ-152, которая еле ползла со своими 30 км/ч.
Но были и проблемы — на испытаниях выявили недостаточную надёжность коробки передач, перегрев редуктора, а также сложности с вентиляцией моторного отсека при длительном движении.
СУ-102: вариант с пушкой Д-25С
Параллельно разрабатывался ещё один вариант — СУ-102, с мощной 122-мм пушкой Д-25С (такую ставили на ИС-2). Казалось бы, отличное решение — больше калибр, больше урона. Но на практике эта модификация оказалась сложнее в обращении: отдача была чудовищной, а место в боевом отделении не позволило разместить больше 28 выстрелов.
Кроме того, с такой пушкой возросла нагрузка на ходовую часть. Поэтому от СУ-102 быстро отказались — она осталась только в чертежах и на бумаге.
Испытания, судьба и почему в серию не пошла.
Весной 1945 года были построены опытные образцы СУ-101, которые прошли заводские и полигонные испытания. В целом, результаты были положительные — особенно отметили хорошую защищённость, высокую манёвренность, точность стрельбы и живучесть машины.
Но… в мае 1945 года война закончилась.
А с ней закончилась и потребность в срочном массовом производстве новых САУ. К тому же, на вооружении уже была отличная СУ-100, которую выпускали серийно и хорошо освоили. Делать новую, пусть даже перспективную, машину — просто не имело смысла.
Кроме того, в армейских кругах всё громче звучали разговоры о том, что наступает эра универсальных машин — танков, а самоходки уходят в прошлое. Будущее было за танками с мощным вооружением и башней, а не за безбашенными САУ.
Что в итоге? Наследие СУ-101.
Хотя СУ-101 и не пошла в серию, её конструктивные идеи не пропали даром. В частности, заднее расположение двигателя и «рациональные углы» брони стали нормой для будущих машин. Уже в 1950-х годах при проектировании новых танков, включая Т-54 и Т-55, активно использовался опыт, полученный при работе над СУ-101.
Некоторые специалисты даже считают, что СУ-101 — это своего рода переходное звено между классическими САУ времён войны и послевоенными ОБТ (основными боевыми танками), у которых броня, компоновка и компоновочные решения стали куда более универсальными.
В некоторых западных источниках СУ-101 ошибочно называют «Уралмаш-1». На самом деле это внутреннее обозначение прототипа.
В Музее бронетанковой техники в Кубинке хранится единственный уцелевший экземпляр СУ-101.
Проект СУ-101 был настолько засекречен, что его долго не показывали даже на военных выставках.
СУ-101 — это не просто опытная машина, не попавшая в серию. Это зеркало тех инженерных поисков, которые велись в СССР в конце войны. Это попытка уйти от шаблонов, сделать технику более живучей, удобной и эффективной. Пусть она и не попала на фронт, но след в истории она оставила.
А ведь если бы война продолжалась дольше или началась новая — СУ-101 могла бы стать одним из символов советской брони.