
Имеют ли право маркетплейсы списывать деньги за невыкупленный товар
Картинка сгенерирована нейросетью
Жизнь любит подкидывать сюрпризы, причём не всегда приятные. Вот, например, онлайн-покупки: они уже давно стали нашей привычкой. Но что делать, если не успел забрать заказ из пункта выдачи, а магазин отказывается возвращать деньги? Случается, что просто банальная простуда ломает все планы — и вот уже твой оплаченный товар уезжает обратно, а вместе с ним, кажется, уходят и деньги. Законно ли это? Как быть? Давайте разберёмся.
История Максима: горячка да подарки
Максим долго думал, что выбрать жене на годовщину — остановился на стильном браслете в известном онлайн-магазине, оплатил сразу картой. На следующий день его сразила вирусная лихорадка: температура 39 градусов, и совсем он забыл о браслете. Очнулся практически через неделю, пришёл в пункт — браслет уже уехал обратно. И тут магазин спокойненько списывает с его счета часть денег. Якобы " таковы правила".
Казалось бы, закон на стороне продавцов и маркетплейсов… пока не начнёшь читать законы.
Что говорит закон
Главный ориентир для подобных историй — Закон «О защите прав потребителей» (а если точнее, статья 26.1 — специально для тех, кто заказывает товары онлайн).
Как там сказано? Если вы сделали дистанционный заказ (через интернет, по каталогу и т.д.) — вы вправе отказаться от товара в любое время до передачи и в течение 7 дней с момента получения товара. Передача считается состоявшейся не когда заказ пришёл в пункт, а когда вы действительно его получили. Не забрали — значит, не передали.
Если вы отказались или просто не появились за покупкой, магазин обязан вернуть вам деньги за минусом расходов на обратную доставку! Всё остальное удерживать магазин не имеет права.
Это правило работает для всех дистанционных покупок, кроме товаров с индивидуальными, уникальными свойствами. То есть если вам например шили платье на заказ.
Как вернуть свои деньги
Оформляя заказ, обязательно проверьте: продаёт товар сам маркетплейс или внешний магазин. Претензию пишут тому, кто является продавцом по чеку или карточке товара. Чеки, скрины, письма — чем больше доказательств, тем меньше шансов магазину увильнуть от возврата. Если что-то пошло нет так, первым делом пишите претензию. Официально, письменно, с требованием вернуть деньги (за вычетом доставки назад). Сошлитесь на статью 26.1 Закона о защите прав потребителей.
Действуйте быстро. Не тяните — чем оперативнее вы поднимете вопрос, тем выше вероятность решить всё миром. Не бойтесь упоминать про суд. Легкий намёк "буду вынужден обратиться в суд" действует на продавцов почти магически. Большинство магазинов не хотят публичных скандалов и предпочитают мирные возвраты.
Когда без суда не обойтись
Жаль, но бывает, что магазин отказывается идти навстречу даже несмотря на законы. Что делать, если мирно вопрос не решить?
Иск по потребительским вопросам можно подать по месту вашего жительства (а не магазина). Госпошлина не нужна, если сумма спора не превышает 1 млн рублей. В суде можно требовать не только возврата денег, но и моральную компенсацию, и штраф в 50% от взысканной суммы (если вы сначала отправили претензию и вам отказали). Если не можете найти данные продавца, то претензию направляйте в адрес маркетплейса.
Честно скажу, слово «суд» зачастую работает даже до финишной черты. Как только продавец поймёт, что вы настроены серьёзно, деньги возвращаются удивительно быстро.
Как не стать обманутым покупателем
Всегда изучайте условия хранения заказов до покупки. Если планируете поездку, и не сможете забрать заказ, попросите продлить срок хранения, если такая функция предусмотрена маркетплейсом или продавцом, то ею нужно воспользоваться при необходимости.
Не оплачивайте заранее крупные заказы у незнакомых продавцов. Все чеки и письма храните минимум до фактического получения товара. Обязательно делайте видео распаковку товара.
Не позволяйте магазинам ссылаться на «внутренние правила», если они идут вразрез с законом. Ваше право — получить деньги обратно за не полученный товар (и вычеты только за возвратную доставку). Открывайте закон, сохраняйте статьи и не бойтесь отстаивать свои права: большую часть споров реально решить даже без суда.
Если статья была полезной, жмите лайк и подписывайтесь на канал, я рассказываю о законе простыми словами.
Источник: https://dzen.ru/a/aEpsnlhLgCKXbmez - канал мой, статья написана мною лично.
Ну а что делать, если две упаковки таблеток Бравекто для собак , стоимостью 6300 рублей,приравняли к невозвратному товару, как пищевой продукт..и в последний день получения не выдали товар, сказали, что уже утилизирован. Ни денег, ни товара, писала им несколько дней, скриншоты высылала, что товар был в личном кабинете, но не выдали.. ответ один: давай до свидания, товар утилизирован. При этом продавец был не против вернуть товар или деньги. Вайлдберис обнаглел . И потом устраивает распродажу со скидкой таких товаров, украденных у покупателей. Ворьё.
Очень удобно!
Мне конечно же статья понравилась,но хотел более оьширней информации где все будет оперировать на статьи и законы
Спасибо за полезную публикацию!