
Как добиться успеха, при этом отказавшись от денег. История из реальной жизни
История эта приключилась более 20 лет назад, когда я студентом подрабатывал на автомойке. О том периоде жизни у меня осталось много воспоминаний, в основном приятных и забавных. Так устроена память – трудности и проблемы со временем как бы стираются и сглаживаются, а самые яркие эпизоды – напротив, помнятся годами.
Более того, со временем некоторые поступки уже видятся иначе, как бы под другим углом. И от этого могут даже стать полезными и поучительными.
Мойка, на которой я работал, в те годы считалась самой элитной и престижной в городе. Очередь клиентов была всегда. В силу своей работы мы видели самые разные машины. И – их хозяев. В 2003 году, когда бензин ещё стоил 10 рублей, время было совсем иным.
«Десятка», «Двенашка» и «Пятнашка» считались вполне солидными машинами, особенно если выбрать крутой цвет.)) Иномарки только появлялись, но автосалонов, которые бы их продавали на поток, - в массе ещё не было. Это была «вторичка», которая воспринималась как экзотика. Крутые внедорожники тоже были. Кажется, они были во все времена.
Кто мог позволить себе услуги нашей автомойки? Успешные по тем временам люди, у которых были деньги и амбиции, ведь мыться здесь было престижно и дорого.
Конечно, были и вип-клиенты, которые дружили с мойщиками и оставляли чаевые. Для таких клиентов действовали особые услуги, не прописанные в прейскуранте. Например, можно было не ждать в очереди, а оставить машину. А потом – уже помытую – забрать.
Как раз на этом элементе сервиса и закрутилась эта история. Автомойщики загоняли-выгоняли оставленные клиентами машины, и стукнули их. У одной машины были царапины на бампере – ерунда. Заполировали, и клиент даже не заметил.
А вот с другой машиной всё было сложно. Была помята дверь, да так, что заполировать – не вариант… Машина – «Волга», в то время ещё вполне солидная тачка, люди на свадьбы заказывали…
Хозяин машины – вроде как «нормальный человек», хозяин элитного салона кроссовок в центре городе. Понятно, что не простой… Вариантов не было. Виновник позвонил хозяину «Волги» и рассказал о происшествии. А что ещё было делать?
Хоть история эта приключилась не в мою смену, мы все были в курсе событий. Что будет дальше? Как поведёт себя клиент?
После звонка клиент приехал, выслушал объяснения и осмотрел машину. Уехал делать экспертизу и оценивать ущерб. Воспринял всё на удивление спокойно. Удивило то, что он не стал писать жалобу, претензии начальству. «Всё решим по-своему», - сказал он мойщику.
Что это могло значить? В те времена считалось хорошим тоном возить бейсбольные биты на заднем сиденье, а среди клиентов были реальные братаны на «Бумерах», которые носили в кармане ствол.
На следующий день клиент приехал и обозначил сумму ущерба, которую ему насчитали. В пересчёте на наши доходы это было полторы зарплаты. «Я найду деньги», - сказал автомойщик. В целом, это был очень благоприятный исход. Деньги – подъёмные. О сроках можно договориться. А главное – начальство не в курсе, вопрос решается по-тихому!
.Но самое удивительное произошло на следующий день. Клиент приехал ещё раз. Но не для того, чтобы определить сроки. «Можешь деньги не отдавать, работай на себя», - сказал он автомойщику и уехал.
Сказать, что все мы были потрясены – ничего не сказать. Он просто взял и простил долг! После этого случая этот клиент стал супер-вип клиентом. Его авторитет и репутация в глазах всех мойщиков взлетели до небес. Он мог приезжать в любое время, и всегда мыться без очереди.))
Было даже несколько забавно наблюдать, как возмущается очередь из мягко говоря не простых людей. «Он занимал очередь», - объясняли мы. И точка.
Стоит заметить, что клиент от этого не обеднел. Буквально через пару месяцев он уже ездил на большом «Мерседесе» с тремя семёрками в номере. Дела у него явно шли в гору. Кстати, в среде мойщиков считалось особым достижением посетить его магазин. Приехать – и купить себе кроссовки. И пусть они стоят как половина нашей зарплаты. Зато если повезёт встретить в магазине хозяина, поздороваться с ним за руку, да ещё и получить скидку лично от хозяина магазина!… Пара таких счастливчиков работали в нашей команде!))
Вся эта история похожа на байку, выдумку или сказку о Золушке. Именно так бы я и воспринял всё это сейчас, не будь я тогда в эпицентре событий. Впрочем, периодически я размышлял о поступке клиента «Волги». Зачем он так поступил? Почему он решил простить долг?
Ведь он был в своём праве! Мог написать претензию – и тогда бы без проблем получил компенсацию. Руководство автомойки очень внимательно относилось к репутации фирмы!
Мог он забрать свои деньги и без обращения к руководству мойки. И забрал бы, сомнений в этом нет. И опять же был бы прав по понятиям.
Но он поступил иначе… Почему? У него было слишком много денег? По доброте душевной? Пожалел молодого парня? Лишь недавно мне пришла в голову мысль, что в основе всего мог быть тонкий расчёт.
Забери он свои деньги тем или иным путём – и отношение к нему в среде мойщиков было бы совсем иным. Он бы перешёл в разряд обычных клиентов. И понёс бы при этом репутационные потери. Так устроена психология человека: обжёгся – будешь впредь осторожнее. И доверия будет меньше.
Простив долг, этот клиент остался в выигрыше. «А я всегда на лучшей мойке могу помыться без очереди, в любой момент», - так, например, он мог бы сказать в кругу своих товарищей – деловых партнёров…А ещё – всегда ездить на чистой машине и экономить время. А время – это деньги. А ещё – репутация хорошего и великодушного человека.))
Если смотреть в целом, то идея не нова. Щедрым людям возвращается с лихвой. Но вот чтобы так изящно и красиво… Что же, даже по прошествии времени, история эта вызывает приятные ощущения. И восхищение поступком человека.
По материалам https://dzen.ru/a/aBvFlPlcalZHLioH
Это так