
Как погиб траулер "Капитан Лобанов" (продолжение). Несерьёзные суммы компенсаций морального вреда от российского суда. Кто щедрее Россия или Украина?
Может кто-то ещё помнит случай, когда силы ПВО Украины по преступной халатности своих военнослужащих ракетой зенитно-ракетного комплекса С-200 по время проведения учений ПВО на полуострове Крым сбили 4 октября 2001 года над Чёрным морем российский гражданский самолёт Ту-154, летевший из Тель-Авива в г. Новосибирск с 78 гражданами России и Израиля на борту,.
28 июня 2002 года была создана межведомственная комиссия по урегулированию претензий в связи с авиакатастрофой Ту-154 над Чёрным морем. В этот же день зарегистрирован «Фонд помощи семьям погибших пассажиров рейса 1812 Тель-Авив Новосибирск». В соответствии с договором «Об урегулировании претензий», подписанным Россией и Украиной 26 декабря 2003 года, украинское правительство перечислило 7 809 660 долларов для выплаты родственникам погибших российских пассажиров. Выплата компенсаций осуществлялась ex gratia, то есть без признания юридической ответственности.. Родственникам израильских пассажиров было выплачено 7,5 миллиона долларов США.
Одно из беднейших государств Европы, каким являлась тогда Украина, выплатило родственникам по 200 тысяч долларов США за каждого погибшего в той авиакатастрофе. По факту бедная страна тогда выплатила совокупную компенсацию в размере пятнадцати миллионов шестисот тысяч долларов США. 114 человек тогда были получателями выплаты, и средняя выплата на одного из них составила 136842 доллара США или 10729781 рублей по курсу рубля на 22 июня 2025 года.
Конечно, к таким суммам компенсационных выплат пришли не сразу, и Россия активно поддавливала тогда Украину, которая сначала пыталась значительно занизить суммы выплат и официально так и не признала, то что силы её ПВО причастны к гибели гражданского авиалайнера.
"Жизнь погибших в катастрофе не вернуть, но наш долг - сделать всё, чтобы хотя бы материально облегчить родственникам бремя этой трагедии", - заявил тогда глава МИД Украины Константин Грищенко. Хотя по факту тогда и годами позже власти Украины официально так и не признали причастности своих военных к крушению самолёта.
✅Я ранее писал на этом сайте о том, как во время учений кораблей Балтийского Флота 19 марта 2024 года произошёл инцидент в Балтийском море, приведший к трагической гибели гражданских моряков.
Тогда случайно выпущенная с ракетного корабля противокорабельная крылатая ракета поразила малый рыболовный траулер рефрижераторный «Капитан Лобанов» с семью членами команды на борту, который в этот момент осуществлял законный рыбный промысел в исключительной экономической зоне России в Балтийском море. От взрыва ракеты на месте погибли три члена команды рыболовного судна, включая его капитана. Одному из членов команды был причинён тяжкий вред здоровью, одному вред здоровья средней тяжести, одному лёгкий вред здоровья. И только один чудом не пострадал физически. Само рыболовное судно превратилось в груду искорёженного и обгоревшего металлолома каким-то чудом оставшегося на плаву. От него целым остался только гребной винт.
Дочитав статью до конца вы узнаете о том, какую сумму компенсации морального вреда взыскал российский суд с Министерства обороны России в пользу супруги и двух несовершеннолетних детей капитана рыболовного судна и в пользу матери погибшего вахтенного помощника капитана.
19 марта 2024 года следователем военно-следственного отдела было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 349 Уголовного Кодекса РФ (Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих).
А уже в январе 2025 года был оглашён приговор военнослужащему Балтийского Флота –офицеру ракетного корабля, который был командиром ракетно - артиллерийской боевой части, которым он был признан виновным в совершении указанного преступления. Суд назначил ему наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии поселении.
В уголовном деле на стадии рассмотрения его судом я представлял интересы потерпевших супруги погибшего капитана траулера и матери погибшего вахтенного помощника капитана.
✅ В приговоре, как и предполагалось мною изначально, по итогу оказался необоснованный и незаконный вывод суда о якобы допущенной неосторожности со стороны капитана МРТР «Капитан Лобанов» при осуществлении плавания, связанном с заходом судна во временно опасный для плавания район и о фактически незаконном нахождении этого судна во временно опасном для плавания районе, правда без использования слова «незаконно».
Следует отметить, что сразу после трагической гибели членов команды рыболовного судна Калининградским следственным отделом на транспорте Западного межрегионального следственного отдела на транспорте Следственного Комитета РФ проводилась процессуальная проверка. В рамках этой проверки в том числе давалась правовая оценка действиям капитана МРТР «Капитан Лобанов» на предмет соблюдения им законодательства о мореплавании и действиям гражданских навигационных служб. Проверка была очень объемной и завершилась постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором следователь в звании подполковника юстиции сделал вывод о том, что капитан рыболовного траулера не нарушил законодательства о мореплавании и судно под его управлением законно находилось в том месте, где в него попала ракета.
Да и в обвинительном заключении по части 3 статьи 349 УК РФ со стороны военного следователя также не было никаких претензии к капитану рыболовного суда в связи с нахождением судна в районе моря, объявленного временно опасным для плавания.
В итоге трое потерпевших, чьи родственники моряки погибли обжаловали приговор суда.
У супруги (вдовы) покойного капитана рыболовного судна вызвал обоснованное возмущение следующий вывод суда в приговоре – «Тем не менее даже при таких обстоятельствах нахождение траулера «Капитан Лобанов» в районе Бр-117 и осуществление там лова рыбы тралом противоречило требованиям статьи 15 Федерального Закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей территории Российской Федерации».
✅Судью нисколько не смутило то обстоятельство, что указанный закон распространяет своё действие исключительно на территориальное море Российской Федерации (далее - территориальное море) - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона. А уничтоженный крылатой ракетой рыболовный траулер находился далеко за пределами территориального моря в 46 километрах от береговой линии в исключительной экономической зоне России и в зоне свободного международного мореплавания.
В апелляционной жалобе потерпевшие указывали о том, как можно было капитану судна нарушить положения указанного закона находясь далеко за пределами территории, на которую он распространяет своё действие.
Кроме того, они обращали внимание суда на то, что в части 3 статьи 15 Федерального Закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей территории Российской Федерации» указано временно опасные для плавания районы устанавливаются на определенный срок. Решения об установлении временно опасных для плавания районов, а также правил для таких районов принимает федеральный орган исполнительной власти по обороне.
Однако и апелляционный военный суд необоснованно отверг все доводы апелляционной жалобы потерпевших и оставил приговор без изменений.
Объявленные заблаговременно прибрежные предупреждения ПРИП 108 и ПРИП 109, о которых знал капитан рыболовного суда не содержали никаких ПРАВИЛ для пребывания в районе моря, объявленного временно опасным для плавания по причине учений кораблей.
Пуски крылатых ракет с ракетного корабля утром 19 марта 2024 года должны были быть исключительно виртуальными (Электронными) для этого имеются специальные имитаторы. Однако несовершенство военной техники в том числе по причине отсутствия самой примитивной, но очень надёжной механической защиты (блокировки) от дурака, помноженные многократно на откровенную невнимательность и некомпетентность, по моему мнению, как минимум одного военнослужащего с ракетного корабля привели к тому, что эти пуски превратились в реальные. В итоге две ну очень дорогущие крылатые ракеты, случайно выпущенные с корабля, улетели за пределы территориального моря России и продолжили свой полёт в зоне международного судоходства, которая относилась к исключительной экономической зоне России. В итоге одна их них встретила на своём пути рыболовное судно. На месте МРТР «Капитан Лобанов» мог оказаться и военный корабль страны НАТО, и гражданское иностранное судно или, например, паром Калининград - Усть-Луга. Рядом с МРТР «Капитан Лобанов» на момент попадания в него крылатой ракеты находилось ещё пять российских рыболовных судов, которые вели промысел.
Если следовать логике возражений представителя Министерства обороны РФ, то все рыболовные суда Калининградской области должны встать на прикол и не осуществлять от слова СОВСЕМ вылов рыбы в исключительной экономической зоне РФ в Балтийском море. Так как Балтийской Флот официально объявляет большую часть этой территории опасной для плавания фактически в режиме 24 на 7 и все 365 дней в году и только с формулировкой – «учения кораблей» даже без частичного её закрытия на определённое время и без установления каких-либо правил для такой территории.
Одновременно с рассмотрением уголовного дела в военном суде были поданы в один из районных судов г. Калининграда иски к Министерству обороны РФ о взыскании компенсации морального вреда, причинённого смертью близкого родственника.
Иски подали супруга (вдова) капитана в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей и мать погибшего вахтенного помощника капитана.
Мать погибшего вахтенного помощника капитана просила взыскать 100 миллионов рублей компенсации, а супруга погибшего капитана по 40 миллионов рублей в свою пользу и по 40 миллионов в пользу каждого из детей.
Представитель Министерства обороны РФ в суде иск не признавал ни на одну копейку и валил всю ответственность на капитана рыболовного траулера по принципу, что не надо было ему заводить судно в район моря, объявленный временно опасным для плавания и нарушать положения статьи 15 Федерального Закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей территории Российской Федерации».
В итоге представитель МО РФ так и не смог суду ничего пояснить о том, как капитан рыболовного судна мог нарушить положения статьи 15 Федерального Закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей территории Российской Федерации» если судно на момент попадания в него ракеты находилось в 46 километрах от берега, то есть за пределами территориального моря РФ.
✅Что касается семьи погибшего капитана по имени Павел, то он был образцовым семьянином и всё свое свободное от работы время посвящал любимой супруге и двум своим сыновьям. Это была очень дружная и крепкая семья, а их дом, как говориться, полная чаша, в котором был полный материальный достаток, достигнутый исключительно честным и тяжёлым трудом обоих родителей в первую очередь Павла. Младший его сын подающий надежды футболист на позиции вратаря, и отец с ним постоянно по несколько раз в год выезжал на различные спортивные сборы и соревнования в разные города России. Как правило на них выезжала вся семья полным составом если глава семейства по имени Павел был не на вахте. Да и зарабатывал Павел хорошо так как его средняя официальная заработная плата составляла не менее 500 тысяч рублей в месяц. Павел хотел купить квартиру в Москве и перевезти туда семью ради детей ради их будущего, в том числе ради спортивного будущего младшего сына.
Но семейное счастье разрушено было в одно мгновение 19 марта 2024 года, и дети Павла остались без отца, как раз в таком возрасте, когда им очень нужно мужское воспитание и чего не сможет им дать их мать.
Мать погибшего вахтенного помощника капитана я знаю последних 14 лет и даже немного знал её единственного сына Олега, которым она очень гордилась и, которого очень сильно любила и, о котором она много заботилась даже когда он стал взрослым.
✅Суд на этой неделе завершил рассмотрение гражданского дела и решил, что супруге погибшего капитана и каждому из её детей положена компенсация морального вреда всего в 1,5 миллиона рублей или 4,5 миллиона на троих, а в пользу матери погибшего вахтенного помощника капитана судом была взыскана с ответчика компенсация морального вреда также всего 1,5 миллиона рублей.Решение суда ещё не изготовлено судом в окончательной форме и будет обжаловано истцами.
Вот так оно выходит, что бедная Украина в 2004 году хоть и под нажимом России, хоть и не признавая официально вины своих военных, выплачивает родственникам погибших россиян по 10 миллионов 729 тысяч рублей по нынешнему курсу доллара США, а сейчас российский суд своим гражданам подкидывает жалкие 1,5 миллиона рублей, чьи близкие родственники погибли по вине военнослужащего Министерства обороны.
Ну некому, к сожалению, в данном случае на суд надавить чтобы больше присудил размер компенсации. Своих не бросаем, вроде как? Или всё же бросаем, если исходить из данного случая? Следует отметить, что родственникам погибших моряков со стороны Министерства обороны России так и не были принесены официальные извинения и соболезнования.
✅Да, и ещё для сведения осужденный офицер (уже не офицер и отбывает наказание, так как на СВО видимо не захотел идти) по приговору суда должен выплатить государству 5 миллионов рублей за бездарно утраченные ими две крылатые ракеты и это лишь мизерная часть от их реальной стоимости. А тут государство в лице Министерства обороны РФ трём членам семьи погибшего капитана должно выплатить всего 4,5 миллиона рублей.
Голосуем справедливая это компенсация морального вреда от российского суда или нет.
Кто желает, то по ссылке может посмотреть документальный фильм «Балтийский лов», снятый в 2023 году телеканалом Дикий TV, в котором о своей работе моряков прибрежного лова рассказывают капитан Павел и его вахтенный помощник Олег. https://dikoe.tv/programmy/item/baltijskij-lov-19.html
https://dikoe.tv/programmy/item/baltijskij-lov-19.html
Как вы считаете достойную или нет сумму компенсации морального вреда взыскал российский суд в пользу родственников погибших моряков?










Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Наше правосудие всегда присуждает гражданам очень маленькие выплаты за моральный ущерб.
А вот за нанесение морального ущерба кому-нить из представителей власти или за оскорбление чьих -нить чувств, например верующих, граждан на только оштрафуют, но запросто могут и посадить.
"Двойные стандарты"- наверное так можно назвать.
Вы правы и об этих двойных стандартах я частенько указываю в апелляционных жалобах по такой категории дел, приводя реальные примеры и жалоба на это решение суда не будет исключением.
А еще у нас, в СПб, администрация совсем охренела. Обязывает владельцев гаражей во дворах, которые стоят там не один десяток лет, сносить за свой счет! В противном случае грозятся повесить на людей все расходы. Причем исключение не делается даже для ветеранов ВОВ и инвалидов! Говорят, теперь гаражи можно иметь только инвалидам-колясочникам.
ЕХАЙ В ЛЕС ГДЕ НЕТ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ТАМ ЕЩЁ НЕ СКОРО ЗАСТАВЯТ СНОСИТЬ.
В чем незаконность? Припугнуть сносить за свой счет?
Мне кажется в С.Петербьурге от незаконных гаражей и самозапхвата уже все вычещенно в 20 веке. Это у нас "за МКАДом" власти взялись эт благоустройство и облимк. У нас даже торговые ларьки, которые были по договору, сносят. Якобы мешают.
да так и есть
А Вы имеете разрешение на установку такого гаража возле многоэтажного дома? Или самовольно его установили? Если самовольно, то местные власти - на Вас подадут в суд и возместят все свои расходы. Будьте в этом уверены. А если не заплатите добровольно - судебные приставы сами всё положенное с Вас - спишут. Знаю я эту проблему в Краснодаре, и считаю, что никто не имеет права - самовольно устанавливать свой гараж у меня под окнами. Даже - генерал, депутат или член правления ТСЖ. Получи законное разрешение на установку гаража - тогда и ставь. В нашем дворе - уже вообще обнаглели - гаражи поставили в 3 метрах от окон многоэтажки и плюют на мнение жильцов дома. А у нас в районе 300 метров от наших домов - имеется аж 3 подземных гаража, но там же нужно деньги платить, поэтому они почти все - стоят пустые. Это такая ситуация творится в центре города Краснодара, а что уже говорить о маленьких городах. С этим бардаком - давно пора заканчивать...
Все дело в том, что разрешение было. В 2008г купили уже построенный гараж, на него выдали паспрот с подписями кадастрового инженера, должностного лица КУГИ и какого-то чиновника. Кадастровый инженер при нас провел замеры, составил план. Потом выдали план с печатью администрации.
У нас несколько лет при одном мэре (не знаю, инициатива мэра или кто-то с центра дал указание под исполнение этого Закона) идет активная операция по сносу самостроя. Как таково оправдывать конечно нельзя, иначе закон не закон. Хотя с практической стороны (а вроде в ЗК ввели некую статью, правку под спецместа для индивимдуальные гаражи. Без аренды как-то там) если самострой как-то случился организованно (не под окнами...), то почему это сложившееся скопление не оформить под статью ЗК? Когда у нас случился "кипиш", когда большое место под снос. Власть на просьбы таки выделила места, но.....за городом. А скажу так. У нас за городом, вдали гаражные кооперативы тоже прочти пустуют. Только как сараи в большинстве.
По нашему местным правилам все парковки во дворовой зоне-это как гостевые. Хотя официально опубликованные Правила этого пункта не имеют (я это не выяснял). Мне думается. со врем6енем неаша власть начнет и "гостевые" парковки чистить. План поставят....щепки полетят. В итоге сейчас у нас дворы после сноса пополнились. Заонотворцу и исполнителоюб просто. закон есть, приказали-снесли. ЧТо дальше и как. Уже не их проблема или проблема следующего "века".
Я сильно разошелся, но вернусь к законности и выделенности.
У нас рядом была платая парковка. Насколько законна-не знаю. Но раз говорят, что власти нее продлят договор, то видимо законная.
ВОт так есть сегодня законная бумажка, а завтра...??? ХОтя тут я не исключу. что договор был срочный. Как бы тоже-срок истек-не рассчитывай на продление.
И повторю, у нас и с ларьками так. В прошлый раз благоустройством обосновывали снос, а в последний раз вообще-кому-то мешает ходить.
Причем фиг знает, был ли опрос, кого опрашивали, где опрашивали. Я вот ор таких голосованиях ни разу не слышал (кому что мешает).
Зато делают опрос, голосование. где какой парк сделать, как будто жителям одного района выгодно голосовать за парк на совсем ином конце города.
😆
😀
интересная ситуация
Можете рассказать, как у вас, в Амстердаме обстоят дела с гаражами? Интересно узнать.
нет спасибо
Спасибо за исчерпывающую статью, а то ни в одном из СМИ не встречал
Ну многие иностранные СМИ в первые дни после происшествия рассказывали его подробности, но только не российские.
Я про наши, местные.
Дмитрий Алексеевич, уважаемый, мое мнение вряд ли изменит решение суда! Желаю Вам удачи!
КТО БУДЕТ ЭТУ МУТЬ ЧИТАТЬ?
Подозреваю, что судья руководствовался каким-то нормативным актом, когда назначил сумму в 1,5 миллиона рублей. Так же есть подозрение, что в стране 404, есть свои нормативы. Поэтому назначить выплату в 10 миллионов, он не мог, ни под каким соусом.
Если вам не нравится данная сумма, есть решение. Создать голосование на сайте РОИ.ру. Если вашу петицию поддержит народ, власть будет вынуждена внести поправки. Либо через депутата, от вашего района, провести предложение в думу.
Других вариантов я не вижу.
Плакать и ломать копья, по этому поводу, не вижу смысла. За морем, понятно, деревья зеленее, море синее, выплаты больше. Есть на эту тему и получше поговорка, но она не приличная.
вы серьезно?
То есть без шуток?
Не, ну можете ещё что-то попробовать. У нас же демократия. Или нет?