Создал новый театр в старой системе координат.
26 августа могло бы исполниться 75 лет знаменитому отечественному театральному режиссеру Валерию Романовичу Беляковичу. А ведь когда-то, сам Андрей Гончаров, определявший в течение 35 сезонов репертуар московского театра имени Маяковского, отчислил будущую знаменитость, что создаст свою "творческую лабораторию" на проспекте Вернадского, со второго курса в ГИТИСе, сославшись на нежелание Беляковича вникать в тонкости актерского мастерства, что втолковывал мэтр.
Однако, отсутствие диплома не стало препятствием для включения молодого артиста в штат театра-студии "Скоморох" под руководством Геннадия Юденича. Потом Белякович вернется в альма-матер - Театр юных москвичей на Ленинских горах, куда в 14 попал впервые и "заразился", определив свое жизненное призвание. Между этими событиями, Валерий Романович окончит филологический факультет Педагогического института.
1977 стал для Беляковича одним из самых значимых в жизни, ибо ему разрешили собрать коллектив из непрофессиональных любителей искусства, жаждущих творить на сцене, выделив помещение. Так появился, ставший вскоре знаменитым, "Театр на Юго-Западе". За историю этого самобытного коллектива, его организатор представил около 70 спектаклей. В 26, в главных ролях выступил, ставший необыкновенно популярным артистом, бывший водитель грузовика, Виктор Авилов. А параллельно, к себе на курс, уже умудренного жизненным опытом, взял выдающийся советский режиссер Борис Равенских. Белякович окончил сразу два факультета ГИТИСа: актерский и режиссерский.
И начался долгий марафон, длиной в 35 лет. Осталось загадкой, как скромному специалисту удалось совершить невероятное: для театрала, что откровенно скучал от похожести столичных академических репертуаров, открыть принципиально новый театр в привычной стране, и это в разгар застоя. Ходить на "Беляковича и Ко" стало модным. Был осуществлен в короткие сроки пересмотр взгляда на классику, сцену и контакт со зрителем, которому предложили симпатичную альтернативу. Всё уже приевшееся, надоевшее и устаревшее исчезало тут с гениальным изяществом.
В 80-90-е Белякович поставил десятки спектаклей в провинции, удивив и там местную публику. Посчастливилось Белгороду, Нижнему Новгороду и Пензе. После гастролей по миру его детища, главрежу предлагали ставить в Израиле, США и Японии. С большой неохотой Беляковича пустили во МХАТ и в Театр имени Гоголя, но его работами остались там недовольны. В 2011 году мэрия Москвы назначила Валерия Романовича худруком театра имени Станиславского, но более 3 сезонов в этом "террариуме" он не выдержал и сбежал "домой" на Юго-Запад.
Начало 2000-х стало для Беляковича временем начала потерь. Стали уходить из жизни те, с кем он начинал в полуподвале на Вернадского, кого считал своими верными друзьями и единомышленниками. А после 65, резко сдал и сам. Незадолго до начала 2017 года театральный мир Москвы потерял самобытного мастера, что похоронен на Востряковском кладбище, недалеко от могилы своей "главной звезды" - Авилова.
Ссылка: www.teatral-online.ru