Неиспользованная формула разрешения Карабахского конфликта

Вооружённый конфликт между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах начался со времён распада Советского Союза. Тогда, имея политический статус автономного региона, Нагорный Карабах был формально закреплён на карте СССР в административно-территориальных границах Азербайджанской советской республики. Однако подавляющая часть региона была населена и управлялась этническими армянами, которые там жили, работали и обрабатывали землю. Они, согласно переписи 1823 года, составляли 97 процентов населения Нагорного Карабаха. В 1920-х годах в этнической структуре региона наблюдалось почти такое же соотношение: 94,4 процента (124136 человек) были армянами. За свою историю Нагорный Карабах время от времени завоёвывался азербайджанскими и турецкими предками. Тогда армянским поселенцам вменялся статус “нелегальных иммигрантов” и принимались меры по их выдворению с земли, на которой они жили и трудились. Такой тип конфликта вокруг места проживания человека, зачастую соединённый с этническими чистками, можно отнести к “войне за землю”. После установления военного контроля над регионом азербайджанцы и турки, однако, не сильно стремились к заселению территории, преследуя, по большей части, экономические интересы и территориальную целостность. Это может объяснить тот факт, почему армяне всегда составляли большинство проживающей популяции. Поэтому для азербайджанцев такой конфликт можно было бы назвать как “война за бизнес” и за восстановление их собственной “исторической правды”.
Когда политические трения усилились в 2014-м году, президент Путин встретился с лидерами Армении и Азербайджана с целью помочь разрешить конфликт. Поскольку его усилия оказались неэффективными, противостояние между двумя республиками перешло в фазу тяжёлого вооружённого конфликта. После того, как тысячи людей были убиты и ранены, российский министр иностранных дел Лавров указал на то, что ООН будет вовлечена в решение гуманитарных проблем по вопросу расселения людей, оставшихся без крова в результате войны. Московское Время опубликовало основные условия сделки по Нагорному Карабаху касательно прекращения огня. В результате 84770 человек были вынуждены покинуть свои собственные дома.
Язык основных условий сделки в целом говорил о том, кому территория Нагорного Карабаха будет передана под контроль. И Большой медиатор, и лидеры воюющих республик под “контролем” подразумевали, как обычно, политический контроль над территорией, обеспечиваемый вооружёнными силами. Иными словами, военно-политический подход — это способ, который российские силовики рассматривали как единственно эффективный в разрешении конфликта. В этом смысле, они не видели — и, похоже, не видят и сейчас — никакого другого варианта решения какого-либо геополитического конфликта на грани войны, независимо от её типа — будь то война за землю, война за бизнес, стратегическая война за безопасность или колониальная война за недра и людские ресурсы.
Президент Путин счёл, что результат от его усилий зависел от более широкого мирного договора и взаимного разграничения армяно-азербайджанской границы. Но российская модель примирения не включала условия, которые бы урегулировали “обмен” армянской войны за землю и азербайджанской войны за бизнес-территорию на безопасность граждан, проживающих в Арцахе. Премьер-министр Пашинян правильно настаивал на том, что решение ключевых проблем вокруг конфликта находилось в подвешенном состоянии. “К сожалению, этот конфликт всё ещё не урегулирован,” — он рассказал журналистам после переговоров в Кремле в 2021-м году.
Фактически кремлёвскими переговорами о прекращении огня и территориальном подарке Азербайджану не поддерживались интересы тех, кто проживал в своих домах на передаваемых территориях. Предлагал ли Кремль Азербайджану обеспечить всем этим проживающим политическую и экономическую безопасность? Нет. В этом смысле более детальный ответ состоит в том, что это была всего лишь сделка о прекращении огня, то есть о мире, но не соглашение одновременно о мире и безопасности. Безопасность, начиная с продовольственной, жилищной и заканчивая территориальной, обеспечивается (даётся) непосредственно людям, своим гражданам, представителями власти, избранными из числа этих граждан. С фундаментальных позиций, безопасность может рассматриваться как универсальное право человека, даже в случае, когда она обеспечивается стратегическими ракетами. Вполне очевидно, что людям, живущим в политической и экономической безопасности, не требуется вступать в войну для защиты собственного достоинства тактическими средствами.
Карабахская дилемма не могла и не может быть решена путём прекращения огня, попросту передав регион перспективному геополитическому другу. Нагорный Карабах сам по себе не может обеспечить устойчивое развитие по факту приобретения протектората над территорией со стороны любой из двух воюющих за него сторон. Этот регион имел статус автономии во времена СССР не просто так.
Проблема, однако, могла бы быть решена наделением Нагорного Карабаха независимым политическим статусом — ради мира, а также установлением над его юрисдикцией Армяно-Азербайджанского экономического пространства, включающего (вместо изгнания) проживающих на нагорно-карабахской земле, в то время как граждане республик Армения и Азербайджан могли бы легально присоединяться через двойное гражданство к гражданам Нагорного Карабаха для совместного ведения бизнеса — ради взаимной безопасности. Капитализированные по справедливому правилу совместные предприятия, администрируемые автономной республикой (как бы она официально ни называлась), могли бы стать ключом к успешному разрешению конфликта. В данном случае этот ключ — “обмен” войны за землю на добавленный человеческий ресурс, а войны за бизнес — на добавленный капитал. Труд и капитал — факторы, необходимые для создания добавленной (прибавочной) стоимости, которая и обеспечивает человеку безопасность, о чём хорошо известно рождённым в СССР. Главным условием соглашения о мире и безопасности, таким образом, должно было стать экономическое соотношение размеров оплаты труда жителей и прибыли предприятий Нагорного Карабаха. Формула, применимая к разрешению Карабахского конфликта, достаточно тривиальна, а именно: 50 на 50 в общем доходе — соотношение между зарплатами этнических армян и азербайджанцев — граждан Нагорного Карабаха — и прибылью владельцев нагорно-карабахского бизнеса — граждан Армении и Азербайджана — в совокупном ВВП, произведённым экономикой, в которой заняты граждане Нагорного Карабаха, независимо от этноса. Изначальное справедливое соотношение зарплат и прибыли могло бы быть урегулировано через известные механизмы национализации и приватизации, причём без шоковой терапии.
Под авторитетным управлением президента Путина, Нагорный Карабах имел шанс стать Армяно-Азербайджанским Кипром. Но мировая близорукость Кремля, использовавшего туманные перспективы в медиации конфликта, в то время как ясной задачей было принятие решения относительно судеб и достоинства тысяч людей, непосредственно проживающих в Нагорном Карабахе, вновь привела к территориальному пинг-понгу. Выгода от дарственной республике Азербайджан, подогретой тем, что президент Алиев был другом Кремля и поэтому Нагорный Карабах в будущем не потребует обеспечения безопасности средствами ОДКБ (а как известно, Премьер-министр Пашинян очень просил ОДКБ обеспечить безопасность региона), оказалось ошибочным стратегическим убеждением. В эпоху, когда финансовый капитал имеет значение, неиспользованной формулой разрешения Карабахского конфликта была договорная справедливая капитализация, ставящая целью совместными усилиями сделать большой пирог, вместо того чтобы несправедливо делить на куски маленький пирог, оставшийся от СССР. Возможно, из-за того, что Нагорный Карабах не имеет значительных запасов нефти и газа, российский переговорщик не усмотрел, что создание экономического союза на основе справедливой капитализации совместных Армяно-Азербайджанских предприятий, работающих в политически независимом регионе, было единственным устойчивым решением, обещающим успешному медиатору международное признание за будущую счастливую жизнь 84770 людей.
Прямо сейчас подписывайтесь на мои статьи, а также добавьте в закладки мой substack — дальше будет ещё интересней...
Как вы считаете власти ведут эффективную внешнюю политику?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
После распада СССР много было срвершено ошибок, всех и не перечислить... Однако Россия, как новое образование состоялось, в отличие от бывших советских республик... Одно только воссоединение с Крымом много о чем говорит...
А уровень жизни по сравнению с 1985 годом разве не изменился к лучшему? Сегодня в России нищенствуют только люди ленивые и никчемные! Возможностей заработать сегодня в России немерено! Только не ленись!
Сейчас уровень жизни у народа опять снижается.
А вы во время войны ожидаете повышения уровня жизни? Ведь на нужды Министерства обороны бюджет увеличен в 4 с лишним раза! Так что думаю сегодня на жизнь жаловаться это.... как бы не патриотично....
Я и войны на территории СССР не ожидал, ии в голове это не укладывается, ведь, жили не тужили....
[quote u="Audriuss" msg_date="02.09.2025 в 21:56" msg="42243485"]сегодня на жизнь жаловаться это.... как бы не патриотично.../quote]
Я и не жалуюсь, теперь уж нам, всё равно, уготовано подыхать, а вместо нас усиленно завозят всевозможных среднеазиатов, уже и индусах, африканцах, комбоджийцах, и т.д. речь идёт - это патриотично?...
ожидал
А слышали такое буквосочетание - Тимур Иванов, или что-нибудь про других, ныне уже бывших, замов шайгу?,
Есть ещё такое словосочетание: "оборонительные сооружения и губернатор Старовойт", и т.д.?
Подозреваю, что это только видимая часть айсберга, а главное глубоко под водой...
Лучше Сталина эту проблему никто бы не решил.
Да, нет, чего же Вы? Вон Дональд Фредович на днях всё "развязал". И Пашинян и Алиев довольны! Вот народ - не знаю.
Присмотритесь к ним внимательно. Они даже не смотрели друг на друга, когда скрепляли подписанные соглашения рукопожатиями. Это событие мирового значения, а эти деятели решили что простой междусобойчик.
Амуж Донни-то как доволен
Ну да.
Тут бы любой политик все понял....
/"..Проблема, однако, могла бы быть решена наделением Нагорного Карабаха независимым политическим статусом .."/
Кааанешно. А армяне и азеры согласились бы..)
Я лично считаю что тот кто отвечал за этот регион с задачей не справился или мы чего то не знаем ( знаем, знаем!)- это я на всякий случай))
Надо было поработать с армянской оппозицией.А конфликт..конфликт пусть бы так и тлел бы
По итогу иметь м обнаглевшего алиева
Ирина, благодарю за комментарий. Моё мнение по этому вопросу заключается в следующем. Премьер Армении Пашинян согласился бы. На это есть несколько причин. Во-первых, Армения менее сильная страна в ресурсно-экономическом плане, и на протяжении длительного времени бюджет Армении не позволял закупать оружие на уровне, на котором это делал Азербайджан. Поэтому, когда нет военных карт и крыть нечем, нужно соглашаться на компромисс, чтобы хоть что-то сохранить за собой. Во-вторых, такой компромисс предусматривает, что этнические армяне, проживающие в Арцахе, продолжат там жить, и даже приобретут больше гарантий защиты их достоинства. Отсюда, более 80 тыс. человек были перспективным электоратом Премьера Пашиняна. В-третьих, Никол Пашинян - человек совести, и направлять на войну своих граждан, заранее зная, что при военном превосходстве Азербайджанской республики армяне погибнут за просто так, было бы не очень умным политическим решением. Особенно когда в Армении хорошо развиты политические институты, и политическая борьба за избирателя идёт не только на госканале по телевизору, а прямо на улице, в парках на площадях и т.д. Своей политической свободой Армения выгодно отличается от других государств.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев - высококлассный дипломат, получил хорошее образование в МГИМО, сидя за партой не протирая штаны. К тому же, его высокой дипэкспертизе способствовал отец и социальная среда. Поскольку МГИМО воспитал в Ильхаме Алиеве дипломата прагматичного, ему трудно было бы согласиться на политическую независимость региона, когда Карабах можно аннексировать путём краткосрочной войны с небольшим числом человеческих жертв. Для этих целей Азербайджан длительное время вёл выгодную политическую линию с Турцией и за нефтедоллары закупал оружие. Для чего? Не просто же так. Именно поэтому мировая роль Кремля заключалась в том, чтобы так же, на протяжении длительного времени, готовить почву для того, чтобы убедить Президента Азербайджана согласиться на политический "размен" войны за [просто] бизнес-территорию на мир и прибыль от бизнеса на территории с людскими ресурсами, о чём моя публикация и повествует. При этом Кремль мог бы получить некоторые экономические и политические выгоды. Но пару дней назад за получение этих выгод взялся другой известный человек.
Моя формула раскрывает модель решения конфликта и даёт пищу для размышления о невежестве, царящем во внешнеполитическом ведомстве, единственным методом которого является силовой вариант. Силовой вариант примирения не означает разрешение проблемы безопасности. Невежество, подкрепляемое силовым подходом, развил в миде правовой нигилизм, то есть отрицание законов и приказов, в том числе тех, которые издаёт само ведомство. Мышление на уровне силовых подходов вкупе с правовым нигилизмом означает, что мидовцы будут использовать все полномочия (права), предоставленные им в НПА, но не будут исполнять свои обязанности, предусмотренные этими же НПА, попирая таким образом достоинство людей, которым они обязаны в силу закона. Невежество в том, что сотрудники мида имеют не самую высокую компетенцию, но которая очень нужна для решения сложных стратегических задач такой большой страны, как Россия. Возможно, мидовские решения основываются на том, что интеллигенция собирает статданные, аналитики делают data mining и формально выводят возможные (тактические) решения - и в миде просто принимают "зеркальные" ответы, выбирая из предложенных им вариантов. Примитивность зеркалирования, наблюдаемого с десяток лет, ведёт, в долгосрочной перспективе, к катастрофической ситуации, к войнам и человеческим жертвам. Провалом внешней политики уже стала смена режима на Украине в 2014-м году, а также изменение ситуации в Сирии в декабре 2024 года, где и Президент Ассад, и сирийцы, и история отношений Сирии и России крепко и дружно связаны. Всё это говорит о том, что компетентным ответственным людям нужно принимать массовые кадровые решения в миде, переводить в другие фирмы сотрудников с купленными дипломами, которые, зачастую отличаясь цветом, дипкрасоты им совсем не делают.
Никол Пашинян человек Сороса
который харкнулл в лицо своему оглы- Гейлару Алиеву
------
Ответственный в РФ за НГ провалил задачу. Надо было мирить так чтоб конфликт тлел+ помочь армянской позиции,
---
НГ исторически армянская территория
Азербайджан превосходит т численностью Армению, выиграть конфликт у Армении самостоятельно без шансов но для НГ азеры примазавшиеся кочевники.Да и по справедливости НК армянский. Как там теперь будут жить армяне Больший Вопрос. По итогу у Алиева мания величия разыгралась. А РФ
Для РФ проигрыш то что Азербайджан захватил НГ. РФ на своей границе обрел дополнительную Проблему.
МГИМО воспитывает разных воспитаников Не обязательно прагматиков или компетентных работников
Да есть наверно и такие,как и везде. У среднего персонала много снобизма
С чего такое мнение?
Не было ресурса на тот момент
Были дружно связаны. Президент Асад не политик вообще и президентство было ему в тягость. По итогу из за кучи Ошибок Асада которые Россия из за бугра выправить не смогла имеем то что имееем
Ирина, вы шутите, что в 2014-м году не было ресурса? Я скоро опубликую, какой у МИДа был ресурс в 2014-м году и какой ресурс был у Генконсула и Посла 20 апреля 2022 года. Это же и объяснит неэффективность заркалирования. Дело не в МГИМО, а в когнитивном диссонансе у людей, получивших по должностной инструкции административно-властные полномочия, и почему-то возомнивших, что эти полномочия отделяют их от граждан, чьи интересы они представляют за должностной оклад, премии и доп. плюшки. Сейчас не могу по соображениям безопасности.
Главная цель подчинить себе коридор между Турцией, Арменией и Азербайджаном, т к это стратегический район. Отдавать его кому бы то ни было у России нет смысла. Там должны быть расположены только русские базы. С одной стороны контролировать потоки контрабанды через перевалы, с другой смотреть за турками. И главное не подпускать к Кавказу иностранные войска. Поэтому Миротворческие силы( базы русских войск) там необходимы. 1) Они контролируют боестолкновения армян и азербайджанцев. А те прекрасно знают, что лесть к русским нельзя, русские войска - это не шайка бандитов, просто так не постреляешь, а если высунешься огребешь по полной. 2) Это не допустить проникновения турков через коридоры и различных банд формирований , которые будут грабить и терроризировать население. Армяно- Азербайджанские войска не очень хорошо могут охранять территорию, много слабых мест в организации армий.
Вера, спасибо за комментарий о контроле коридора. Дело в том, что контроль Зангезурского коридора, который Вы, очевидно, имеете в виду, да и в целом "контроль" любого коридора, подразумевает силовой подход, о чём обсуждается в публикации и в моём ответе на комментарий Ирины из Москвы. То, о чём Вы утверждаете, в переводе на простой язык означает "контролировать потоки". Такой контроль приведёт к временному миру, к контролю контрабанды, но не приведёт к стабильной долгосрочной безопасности региона и его жителей. Контроль контрабанды зачем нужен, знаете? Вместе с тем, "сесть на потоки" не означает решение проблемы, за которое присуждается Нобелевская премия мира. Поскольку предлагаемая мной формула решения конфликта не использована, контролировать потоки в Зангезурском коридоре скоро будет Белый Дом, а не Кремль.
Восток дело тонкое. Сразу все не сделать, только если захват территории. Поэтому нужен плавный переход. Оба президента перешли на сторону противника, поэтому главная задача в них, а у народов свое мнение о русских, так что здесь препятствием является власть на местах. Это дело служб. Их работа, как они сработают . У них все козыре на руках. Флаг им в руки.