Виктор Павлович
Виктор Павлович Подписчиков: 1355
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 41.2М

Поступил вопреки указанию Сталина и получил 4 премии. Правда о Микулине

15 дочитываний
2 комментария
Эта публикация уже заработала 7,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В советской истории было немало драматических судеб, но один случай стал уникальным: инженер Александр Александрович Микулин ослушался самого Сталина, растратил 800 тысяч рублей из бюджета — и вместо расстрела получил четыре сталинские премии.

Это не вымысел. Это реальная история из 1939 года, когда судьба страны решалась не только на полях сражений, но и в цехах, лабораториях и кабинетах смелых людей, осмелившихся мыслить иначе.

Приказ: «Унять конструкторский зуд»

В 1939 году Иосиф Сталин лично поставил задачу перед ведущими авиастроителями СССР: создать мощный высотный двигатель для новой генерации военных самолётов.

Цель была понятна — доминировать в воздухе на больших высотах.

Но главный конструктор Александр Микулин, возглавлявший разработку авиадвигателей, сомневался.

Он считал, что настоящая угроза — на средних и низких высотах, где будут действовать штурмовики, бомбардировщики и истребители сопровождения.

Когда его мнение не нашло поддержки у руководства, Сталин отрезал:

«Успокойте свой конструкторский зуд».

Для многих это был бы сигнал замолчать.

Для Микулина — повод действовать.

Днём — для начальства, вечером — для Родины

Микулин пошёл на рискованный шаг.

Он приказал своей команде:

«Днём строим высотный двигатель для начальства, а вечерами — свой, для страны».

Так, в условиях строжайшей секретности, началась подпольная разработка двигателя АМ-38 — мощного, надёжного и адаптированного для реальных боевых условий.

Создано нейросетью Шедеврум

Итог?

Двигатель, в два раза превосходивший по мощности задуманный высотный аналог.

Идеальный вариант для нового штурмовика — Ил-2.

Растрата в 800 тысяч рублей — и вызов в Кремль

Всё шло по плану — пока ревизоры не обнаружили аномалию в смете.

Из бюджета пропало 800 тысяч рублей (по современным оценкам — эквивалент нескольких миллионов долларов).

В условиях тотального контроля и жёсткой отчётности это было равносильно государственной измене.

Микулину грозил трибунал, тюрьма, а возможно — и расстрел.

Но вместо ГУЛАГа его вызвали в Кремль.

Сталин лично хотел разобраться.

Конструктор не стал оправдываться.

Он просто сказал:

«Я потратил деньги не на себя. Я потратил их на двигатель, который в два раза мощнее, чем вы просили. Он уже прошёл испытания. Он работает. И он спасёт тысячи жизней».

Решение Сталина: от расстрела — к премиям

Сталин запросил документацию, проверил расчёты, данные испытаний — и после недолгого молчания отдал приказ:

«Запустить двигатель АМ-38 в массовое производство».

Не только простил растрату, но и наградил Микулина четырьмя сталинскими премиями — рекордным количеством для одного человека.

Почему?

Потому что результат оказался важнее формальностей.

Потому что Ил-2 с двигателем АМ-38 стал легендой Великой Отечественной войны.

Ил-2: «Броня с крыльями»

Штурмовик Ил-2 стал одним из самых эффективных самолётов Второй мировой.

Немцы называли его:

"Eiserner Vogel" («Железная птица»)

"Betonflugzeug" («Бетонный самолёт»)

Причины — в конструкции: бронированный фюзеляж, высокая огневая мощь, надёжный двигатель АМ-38, разработанный Микулиным.

Именно этот двигатель позволял Ил-2 выживать под плотным огнём, наносить точечные удары по танкам и колоннам и возвращаться на базу — даже с сотнями пробоин.

Гений не всегда подчиняется приказам — он видит дальше.

Система может быть жёсткой, но исключения случаются, когда есть результат.

Правда, подкреплённая делом, сильнее страха.

Александр Микулин мог молчать.

Мог построить «высотный двигатель» и сдать отчёт.

Но он выбрал риск — и поменял ход истории.

Что стало с Микулиным?

После войны Александр Александрович продолжил работать в авиастроении.

Он стал академиком, лауреатом множества премий, создал двигатели для первых реактивных самолётов СССР.

Но АМ-38 и Ил-2 навсегда остались его главным наследием.

Это, пожалуй, единственный случай в истории СССР, когда незаконная растрата бюджетных средств была не просто прощена — а поощрена.

Потому что деньги были потрачены не на личную выгоду, а на выживание армии, Победу и будущее страны.

Источники

https://topwar.ru/69330-osnovopolozhnik-sovetskogo-aviadvigatelestroeniya.html

https://argumenti.ru/history/2023/02/814587

2 комментария
Понравилась публикация?
7 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
03.09.2025, 19:21
Новосибирск

Хорошая статья по истории страны.

+1 / 0
картой
Ответить

Благодарю

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)