Как пенсионеру вместо вклада оформили страховку: чтобы вернуть деньги, пришлось дойти до Верховного суда
Истории о том, как клиентов вводят в заблуждение сотрудники банков, встречаются все чаще. Иногда такие случаи связаны с мошенниками, выдающими себя за работников банка. Но бывает и хуже — когда обман исходит от настоящих сотрудников.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Что случилось?
В 2021 году пенсионер Б. пришел в банк, чтобы открыть вклад. Но сотрудник убедил его подписать договор инвестиционного страхования жизни на сумму 350 тысяч рублей.
Б. был уверен, что оформляет именно вклад, и только дома, внимательно изучив бумаги, понял, что вместо этого купил страховой полис.
Он обратился в банк с требованием расторгнуть договор, так как заключать его не собирался.
Но там его отправили в страховую компанию, где согласились вернуть лишь небольшую часть денег, ссылаясь на условия досрочного расторжения. Тогда Б. подал иск в суд.
Что решили суды?
Первая инстанция встала на сторону пенсионера: консультант банка воспользовался тем, что Б. не разбирается в тонкостях, ввел его в заблуждение, и сделка должна быть признана недействительной.
Но апелляция отменила это решение: раз Б. подписал договор, значит, он согласился со всеми условиями. Никаких доказательств заблуждения суд не увидел. В результате он может вернуть деньги только частично по правилам страховой компании. Кассация поддержала этот вывод.
Что сказал Верховный суд?
Б. изначально пришел в банк именно за вкладом и потом не раз это подтверждал.
Подписание договора Б. не отрицал, но он ошибался в его сути — был уверен, что оформляет вклад. Суд учел его возраст, уровень образования и объем договора на 30 страниц, разобраться в котором пенсионеру было объективно сложно.
Верховный суд отменил решения апелляции и кассации и направил дело на новое рассмотрение, обязав проверить, был ли обман со стороны банка (Определение Верховного суда по делу N 14-КГ24-5-К1).
При повторном рассмотрении стороны заключили мировое соглашение: банк обязался вернуть все деньги и дополнительно компенсировать Б. 106 тысяч рублей судебных расходов (Определение Воронежского областного суда по делу N 33-4174/2024).
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********

Источник фото freepik.com
Юрист молодец!=но мне нравится то что до Верховного Суда РФ Суды ТРЕХ ИНСТАНЦИЙ не видели или не понимали?
Делали вид, что не понимали! Поддерживали денежные организации
то есть 3 инстанции брак в работе
вот только в тексте кассации не увидел, только в конце прочитал.
Первая инстанция все красиво насудила
Редкий случай, когда решения Судов друг другу противоречат. Обычно они все единогласны. Я тоже была в аналогичной ситуации. Заключила договор на повышенный процент со страховкой. Только мне не разъяснили, что если я захочу вклад закрыть, смогу это сделать не ранее, чем через четыре года. Тоже отправляли в страховую компанию. Я возразила: договор я заключала в банке, а не в страховой компании. Я была на грани истерики, так как срочно нужны были деньги. В общем, написала в банке заявление на имя страховой компании о расторжении договора. Деньги вернули через 40 дней. Причём, я об этом даже не знала. Зачислили на другую запасную карту, и ничего об этом не сказали. По сути, банк обманул
Меня тоже недавно обманул Газпром банк, также открыл вместо счета договор с Согазом на пять лет.Слава богу есть охлаждение 14 дней и я успела расторгнуть, но это хорошо что я увидела это дома.
Я 3 раза ходил в банк, чтобы подключили мобильный банк и они ,вроде подключали, только он не работал, потом я сам пошёл и в банкомате сам его подключил.А сотрудники каждый раз мне говорили, что он подключен, только не знают почему СМС не приходят , ни при зачислении и ни при снятии т.е движение по карте я не мог отслеживать.Потом в банкомате открыл сервис, где можно было подключить ,а там была информация, что мобильный банк отключен и что если хотите подключить, то активируйте подключение,что я и сделал и теперь я могу отслеживать движение по карте.Вот такие специалисты стали работать в банке.Сами не смыслят, надеются на программы, что ИИ само всё сделает.
Дедушку однозначно ввели в заблуждение при заключении договора. Он пришёл заключить договор вклада. Вместо этого банк (выступая агентом страховой компании) заключил с ним договор инвестиционного страхования жизни. Это всё совершенно разные финансовые инструменты.