Героический первый шеф ленинградского метростроя

Коллаж автора из фото в свободном доступе
В этом году исполняется 70 лет ввода в эксплуатацию первой линии (красная — Кировско-Выборгское направление), но не так много людей знают о героической работе ленинградского метростроя в дни блокады г. Ленинграда. В прошлой юбилейной публикации было намечено рассказать о руководителе метростроя Зубкове И. Г., что дальше и будет сделано.
"Станция Технологический институт, выход на правую сторону": 70 лет питерскому метрополитену
Итак, Зубков Иван Георгиевич — первый руководитель строительством метрополитена в г. Ленинграде. Назначен 21 января 1941 года решением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР начальником Строительства № 5 Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), так поначалу назывался ленинградский метрострой. Надо сказать, что на момент назначения на столь ответственное место Зубкову И. Г. было всего 36 лет, но он уже зарекомендовал себя талантливым инженером и эффективным руководителем на строительстве Московского метрополитена. В московском метрострое Зубков И. Г. прошёл путь от сменного мастера до руководителя шахты. В 1940 был награждён медалью "За трудовую доблесть", хотя вскоре потом был отстранён за введение у себя на шахте элементов хозрасчёта и отправлен на работу в Молдавию, а затем в Карелию. И всё-таки в январе 1941 при начале масштабного и небывалого по технической сложности строительства метро в г. Ленинграде именно Зубков И. Г. стал его первым руководителем.

Музейная экспозиция, посвящённая строительству Дороги Победы. Коллаж автора из фото в личном архиве
Во время Великой Отечественной войны ленинградские метростроевцы были перепрофилированы на решение военных задач. В сентябре 1941 года советские войска в ходе десантной операции закрепились на плацдарме на левом берегу Невы. Образовался так называемый Невский пятачок. Под руководством Зубкова И. Г. был сооружён понтонный мост, по которому ежедневно должны были идти танки.
"Пьём чай с вареньем, выпили 7 стаканов".
Такие телеграммы ежедневно утром в Смольный посылал Зубков И. Г., это означало, что за ночь переправлено 7 танков.

Зубков И. Г. в разные годы жизни: отрочество в Тифлисском кадетском корпусе, руководство метростроем до войны, в первые годы и после прорыва блокады
Огромный и слаженный коллектив под руководством Зубкова И. Г. не только возводил оборонительные сооружения на подступах к г. Ленинграду. Строительство практически всей инфраструктуры знаменитой Дороги жизни, включая свайно-ледовую железную дорогу через Ладожское озеро. А в начале 1943 после прорыва блокады за 17 недель возведена железнодорожная ветка вдоль берега Ладоги для лучшей связи г. Ленинграда с "большой землёй" — Дорога Победы. Первый поезд по ней пришёл в Питер 7 февраля 1943 года. Погиб Иван Георгиевич Зубков, выполняя свой служебный долг 28 июня 1944 года, самолёт, на котором он летел, разбился в районе г. Лодейного поля.

Памятник на могиле Зубкова Ивана Георгиевича. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Могила Ивана Георгиевича находится на так называемой Коммунистической площадке некрополя Александро-Невской лавры в г. Санкт-Петербурге. Это напротив Свято-Троицкого собора, где покоятся мощи Святого Благоверного князя Александра Невского. Данная часть некрополя стала таковой уже в советские времена, памятник на могиле Зубкова И. Г. выделяется не только своей монументальность, но и красотой.
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Дзен под заголовком"Героический первый шеф ленинградского метростроя".