Виктор Павлович
Виктор Павлович Подписчиков: 1356
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 41.2М

Миф о кризисе нефтепереработки из-за дронов и реальные угрозы экономике

24 дочитывания
8 комментариев
Эта публикация уже заработала 12,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Почему 38% выведенных из строя мощностей НПЗ — это не катастрофа? Анализ реального состояния российской нефтепереработки: избыток мощностей, налоговый манёвр и парадокс с импортом бензина. Аналитика для тех, кто хочет разобраться в системных причинах, а не верить громким заголовкам.

Статья родилась после вчерашней беседы с одним моим знакомым, работающим в одной из правительственных организаций, занимающейся топливным комплексом. В материале излагаю суть его размышлений, озвученных в ходе нашего обсуждения настроений многих людей, близких к панике, и ожидающих тотального дефицита бензина-солярки и их подорожания.

В кадр собеседник не попал. В центре - автор статьи, в тапках - работник Росатома, справа - спец по перевозкам

Шум в информационном поле и холодный анализ

В последние месяцы в СМИ и соцсетях активно обсуждается сообщение о том, что атаки украинских беспилотников привели к остановке 38% мощностей российской нефтепереработки. Эта цифра быстро стала символом «надвигающегося коллапса» энергетической системы России — особенно в украинских и западных источниках. Однако стоит ли воспринимать это как катастрофу?

Для зрелой аудитории, интересующейся экономикой, энергетикой и долгосрочными тенденциями, важно отделять эмоции от фактов. Реальная картина гораздо сложнее. Российская нефтепереработка действительно сталкивается с трудностями, но ключевые проблемы кроются не столько во внешних ударах, сколько во внутренней экономической политике, которая десятилетиями формировалась в пользу экспорта сырья, а не развития глубокой переработки.

Глава 1. Миф о 38%: избыточные мощности и «бумажные» НПЗ

Цифра в 38% звучит устрашающе. Но давайте посмотрим на ситуацию в целом.

Общая паспортная мощность российских нефтеперерабатывающих заводов составляет около 327 миллионов тонн нефти в год. При этом фактическая загрузка составляет 260–270 млн тонн. То есть ещё до каких-либо атак уже простаивало около 22% мощностей.

Часть этих «простаивающих» мощностей — не результат войн или санкций, а устаревшее оборудование, которое формально числится в реестре, но давно не используется. Демонтировать его сложно из-за бюрократических и финансовых барьеров. Эти установки — «бумажные мощности», и их потеря не повлияет на реальное производство.

Таким образом, даже если часть НПЗ будет повреждена, говорить о масштабном коллапсе преждевременно. Отрасль обладает структурным запасом прочности, который позволяет компенсировать локальные сбои без критического падения объёмов производства топлива.

Глава 2. Парадокс избытка: мы производим больше, чем потребляем

На первый взгляд ситуация абсурдна: Россия — одна из крупнейших нефтедобывающих стран, но периодически сталкивается с дефицитом бензина на внутреннем рынке. Как такое возможно?

Ответ прост: производственные приоритеты не совпадают с потребностями населения.

Производство дизельного топлива почти вдвое превышает внутренний спрос.

Выпуск бензина превышает потребление на 16 %.

Ключевой продукт — нафта (лёгкая фракция нефти) — производится в объёмах, эквивалентных 60 % всего внутреннего потребления бензина. И почти вся она экспортируется как сырьё для нефтехимии.

Это значит, что в случае необходимости технологически можно перенаправить нафту на выпуск бензина. Это создаёт мощный резерв, позволяющий гибко реагировать на сбои в первичной переработке. Физический потенциал для стабильного обеспечения внутреннего рынка есть.

Глава 3. Главный враг — не дроны, а налоговый манёвр

Если есть мощности, есть сырьё, есть технологии — почему тогда возникает дефицит и скачки цен?

Корень проблемы — экономическая нецелесообразность глубокой переработки внутри страны.

С 2019 года в России действует так называемый «налоговый манёвр» — система налогообложения, при которой экспорт сырой нефти оказывается значительно выгоднее, чем её переработка и продажа готовой продукции на внутреннем рынке.

Для нефтяных компаний:

Экспорт «чёрного золота» в необработанном виде — высокодоходный бизнес.

Переработка — низкорентабельная, часто убыточная операция, воспринимаемая как социальная нагрузка.

В результате при малейшем сбое — будь то авария, технический ремонт или удар беспилотника — компании не спешат запускать резервные мощности. Проще сократить внутренние поставки и увеличить экспорт сырья. Экономика диктует свои правила.

Глава 4. Абсурд на фоне изобилия: импорт бензина в нефтяной державе

И вот мы подходим к самому парадоксальному явлению.

Когда в регионах России возникает дефицит бензина, государство не заставляет нефтеперерабатывающие заводы увеличивать загрузку или перенаправлять нефть. Вместо этого оно обнуляет таможенные пошлины и разрешает импорт топлива из Беларуси, Китая, Индии и Южной Кореи.

Получается замкнутый круг:

У нас есть мощности, но они простаивают.

У нас есть сырьё, но его экспортируют.

У нас есть технологии, но нет экономического стимула их использовать.

А население платит за импортное топливо, хотя страна могла бы обеспечить себя самостоятельно.

Это не кризис инфраструктуры — это кризис модели развития.

Выход есть, но он требует решимости

Сгенерировано нейросетью

Атаки беспилотников — реальный фактор напряжённости. Они создают риски для инфраструктуры, требуют усиления ПВО и защиты критически важных объектов. Но они не являются системной угрозой для нефтепереработки, пока сохраняется технологический и производственный резерв.

Настоящая угроза заключается в непродуманной налоговой политике, которая десятилетиями поощряла сырьевую зависимость. Пока экспорт нефти в чистом виде остаётся более выгодным, чем переработка, отрасль будет хронически недоиспользовать свой потенциал.

Что нужно сделать?

- Радикально пересмотреть «налоговый манёвр».

- Сделать внутреннюю переработку экономически привлекательной.

- Поощрять компании за глубокую переработку, а не за экспорт сырья.

Результаты такого шага:

Исчезновение искусственного дефицита топлива.

Загрузка тысяч рабочих мест на простаивающих производствах.

Рост налоговых поступлений от высокорентабельного передела.

Повышение безопасности НПЗ — ведь компании начнут защищать активы, приносящие прибыль.

Финальный вывод:

Российская нефтепереработка сегодня — как спортсмен в отличной физической форме, который добровольно сидит на диете. Проблема не во внешних ударах, а в отказе использовать собственные ресурсы. И пока отсутствует политическая воля к системным изменениям, мы будем продолжать импортировать бензин, производить дефицит на фоне избытка и обсуждать мнимые катастрофы вместо решения реальных задач.

Источники, дополнившие статью цифрами находятся здесь https://www.alt.kp.ru/online/news/6603635/

https://lenta.ru/articles/2025/10/03/defitsit-benzina-v-rossii/

8 комментариев
Понравилась публикация?
6 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 8
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
05.10.2025, 10:46
Кисловодск

Тогда простые вопросы : " Для чего (кого) построена такая "мудрая" система " ? Простое население при этом абсолютно всегда оказывается в проигрыше ? А как же повышение благосостояния ( в реалиях - пустой звук) или такое не для всех , а только ... ( Ваш ответ для кого ?) " ( вопросы глупые - понимаю, но может кто ответит - Дальше, что ? )

+1 / 0
картой
Ответить

Что дальше? Систему менять, вот что дальше. Будем наблюдать, поменяется ли что-либо

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Пенсионер Олег
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6.3М
05.10.2025, 13:30
Краснодар

Всё дело в воровстве. Именно для этого и построена эта мудрая система. Кто управляет нашим государством мы знаем. Отсюда и вытекающие.

Зачем тратиться на переработку сырья? Гораздо легче нажиться на его продаже. И быстрее.

О простом населении даже и речи не ведётся. И его тоже используют как сырьё. Зачем тратить деньги на образование и науку, когда можно, просто украсть, а феррари и самолёт купить за бугром.

Дальше что?

Дальше - жизнь, как в сказке!

Про Емелю дурака.

0
Ответить

Вы с какой целью всё в одну кучу то валите? Наживаться (то есть получать прибыль в соответствии с установленным порядком) это одно, а воровать это совсем другое. И к квотам поставки нефтянки за рубеж это никакого отношения не имеет. Воруют из нефтепроводов - так называемые врезки. И это обычный криминал

+2 / 0
Ответить
Пенсионер Олег
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6.3М
05.10.2025, 20:58
Краснодар

Получают прибыль, в соответствии с установленным порядком и воруют по понятиям, сейчас только лохи.

Слияние преступности и власти достигло глобальных масштабов. Это уже понимают и дети.

Пора бы уже проснуться и Вам.

0
Ответить

Вы бы уж сразу писали, что украинский пенсионер. Со своими разбирайтесь, а с российскими мы уж сами определимся. И не надо тут меня в связях с ципсо обвинять. Эта методичка перевода стрелок у нас уже не работает, вы её замусолили 🤦‍♂️

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Пенсионер Олег
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6.3М
06.10.2025, 18:59
Краснодар
0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

А вы думаете что налоговая политика не продуманная!?!?!? Не сомневайтесь, все идет по плану, по его плану!!!!!

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Российские военные остановили массированную ночную атаку ВСУ. В Чечне прогремели взрывы

С утра во вторник появилась информация о том, что в ночь на 2 декабря ВСУ осуществили массированные атаки на российские регионы. В целом же отечественные системы ПВО сбили 45 дронов противника,...

Российские военные остановили массированную ночную атаку ВСУ. В Чечне прогремели взрывы

С утра во вторник появилась информация о том, что в ночь на 2 декабря ВСУ осуществили массированные атаки на российские регионы. В целом же отечественные системы ПВО сбили 45 дронов противника,...

Дроны над Европой. Политики играют в «русскую рулетку»

Очередная новость о пришествии дронов в Германию прозвучала в немецких информационных источниках 28 ноября. Согласно такой информации дроны были замечены над объектами критической обороной и инфраструктуры,...
02:38
Поделитесь этим видео

Удары украинских дронов по объектам в России: новая стадия войны технологий

Удары украинских дронов по объектам в России: новая стадия войны технологий В последние недели в России участились атаки украинских беспилотников. Под удар попадают нефтеперерабатывающие заводы,...