«Тоннель Путина-Трампа» за $8 млрд: Россию и Аляску соединят за 8 лет — как это будет?

Дональд Трамп отреагировал в своей манере: "Интересная идея", – отозвался он на дерзкое предложение Кирилла Дмитриева, главы РФПИ. Всего $8 млрд и 8 лет, чтобы пронзить Берингов пролив подводным тоннелем и соединить Россию с Аляской. Сумма выглядит фантастикой, когда вспоминаешь, что обычные сметы на подобные проекты улетают за $65 млрд. И знаете что? Эта идея не нова. В пыльных архивах КГБ, среди документов об убийстве Кеннеди, обнаружили план "Моста мира" между СССР и Аляской. Лаконичная резолюция: "Построить немедленно!" Кажется, спустя десятилетия мечты советских инженеров-романтиков снова дают о себе знать.
От Кеннеди до Маска: Эстафета вековой мечты
Первые наброски этой задумки появились ещё в царской России. А теперь из рассекреченных архивов всплыл тот самый чертёж "Моста мира".
"Мост может и должен быть построен немедленно" – фраза, словно заряженная энергией того времени, пробивается сквозь года.
И вот, в наши дни, Дмитриев обращается к Илону Маску, предлагая The Boring Company взяться за дело. Тоннель, по его словам, станет не просто инженерным чудом, а "символом единства" России и США, ключевым звеном между Евразией и Америкой.
Цифры, конечно, будоражат воображение. $65 млрд – такова примерная цена вопроса. Но Дмитриев уверен: с технологиями Маска можно уложиться в скромные $8 млрд. Впечатляет? Еще как. Вспомните Евротоннель под Ла-Маншем: $15 млрд, 7 лет работы и перерасход бюджета почти на 80%.
География страсти и масштаб дерзости
Берингов пролив – узкая полоска воды между Россией и Америкой. В самой тесной части – всего 86 километров. Посередине, словно два часовых, дрейфуют острова Ратманова (наш) и Крузенштерна (американский). Между ними – 4 километра, граница и та самая международная линия перемены дат.
Глубина пролива – пустяк, всего 36-50 метров по фарватеру. Проще, чем копать под Ла-Маншем (75 метров) или японским Сэйканом (240 метров).
Но длина… Вот где собака зарыта. 100 километров в общей сложности, если учитывать подходы с обеих сторон. Да, это сравнимо с самыми длинными тоннелями мира. Но учтите: стройка развернется в одном из самых негостеприимных уголков планеты.
Экономика надежд и вопросов
Дмитриев рисует картину маслом: тоннель откроет скоростную железнодорожную артерию из США через Канаду и Россию в Китай и дальше, в Европу. Грузы помчатся по земле, минуя моря. РФПИ, как уверяют, уже изучает варианты маршрута США – Канада – Россия – Китай.
Заманчиво, спору нет. Но есть нюансы. Чтобы вся эта махина заработала, понадобятся тысячи километров железных дорог в глуши. На российской стороне – до ближайшей ветки тысячи километров по Чукотке. На Аляске ситуация чуть лучше, но тоже далеко от идеала.
В итоге, подъездные пути могут влететь в копеечку больше самого тоннеля. Железная дорога через вечную мерзлоту, тайгу и горы – задача не менее масштабная и дорогая, чем бурение под проливом. И, если смотреть правде в глаза, реальная стоимость проекта может перевалить за $100 млрд.
Вопрос веры и здравого смысла
Реально ли построить «Тоннель Путина-Трампа» за $8 млрд и 8 лет? Теоретически – да, если повезет. Практически – вряд ли, если вспомнить провалы других мега-проектов. Евротоннель, как мы помним, перерасходовал бюджет на 80%. Бостонский Big Dig влетел налогоплательщикам в $14,6 млрд вместо запланированных $2,5 млрд.
Что дальше?
РФПИ обещает поддержать самый реалистичный проект. На следующей встрече Путина и Трампа в Будапеште, возможно, всплывет и эта тема. Но от разговоров до дела – пропасть размером в десятки миллиардов, усеянная техническими, экономическими и политическими рифами.
История грандиозных строек полна взлетов и падений. Мечты иногда обретают плоть, но чаще тонут в болоте перерасходов и бюрократии. «Тоннель Путина-Трампа» может стать восьмым чудом света. Или очередным амбициозным прожектом, похороненным под толщей геополитических игр и финансовых неурядиц.
Ясно одно: если эта авантюра воплотится в жизнь, она войдет в историю как один из самых безумных инженерных вызовов XXI века. А если нет – останется красивой сказкой о том, как два континента чуть не объединили ради идеи всеобщего братства.
Может стоит дороги в России местного значения строить? А то опять подорвут и "усё пропало".
А данный проект оставить для потомков, когда в России уровень жизни приблизится хотя бы к европейскому, и сбор на лечение детей прекратится по телевизору?
Да и с Америкой наладим отношения, хорошие, дружеские. А не только с Трампом. И на века!
а на кой оно нам?
у нас мост не могут через речку построить а тут тоннель
Пущай строят.