Виктор Павлович
Виктор Павлович Подписчиков: 1355
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 41.2М

Я знаю короткую дорогу — самые страшные слова в 1825 году. (Истории пропавших в болотах и найденных через год)

3 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Путешествия в России XIX века: от крестьянских лаптей до дворянских саней. Узнайте, как добирались из Петербурга в Москву за неделю, чем питались в дороге и почему зимой было удобнее ехать, чем летом. История с детективным разбором.

Глава 1. Пешком, но в лаптях: крестьянский туризм по-русски

Джентльмены, дамы и любители пеших прогулок! Представьте: вы стоите на окраине деревни, в руках — узелок с припасами, на ногах — не Nike, а лапти. Именно так начиналось большинство «туристических маршрутов» для российского крестьянина начала XIX века.

Сгенерировано нейросетью

Средняя скорость передвижения — около 5 км/ч. Одной пары лаптей хватало примерно на 60 километров, что сегодня соответствует забегу от Москвы до Домодедово и обратно — в оба конца. Но зато обувь была экологичной, биоразлагаемой и стоила копейки. Современные кроссовки, между прочим, могут позавидовать такой устойчивости к трению (и к нищете).

Если повезло — был конь и телега. Тогда расстояние увеличивалось до 50 верст (около 53 км). Путешествие? Нет, это была миссия: в уездный город за документами, солью или новыми лаптями.

Интересный факт: если ночь застала в пути, спали прямо под телегой. Не потому что романтика, а потому что трактиров было меньше, чем Wi-Fi точек в селе Болвановка.

Глава 2. От тарантаса до кареты: транспорт для тех, кто может позволить «немного роскоши»

А теперь перейдём к элитному сегменту — тем, у кого в гараже стоял не конь, а лошади. Купцы, мещане, дворяне — все они выбирали между коляской, кибиткой и легендарным тарантасом.

Тарантас — это был XIX вековый аналог внедорожника: колёса пружинили, корпус болтался, и каждая кочка становилась испытанием на прочность позвоночника. Зато можно было проехать по размытой дороге, где современный SUV бы застрял. Скорость? Примерно 10 верст в час — то есть 10,7 км/ч. Велосипедист обогнал бы, но зато не надо было накачивать шины.

Сгенерировано нейросетью

Зимой же наступал золотой век передвижения: сани, полозья, метель как фон. Скорость вырастала до 12 верст в час — почти как на электросамокате против ветра. Главное — не попасть в пургу и не свернуть не туда. Потому что GPS тогда ещё не выпускали даже в Китае.

Глава 3. Почтовые станции: первый фастфуд и ночлег по системе «конь-перекус-сено»

Чтобы преодолеть путь от Петербурга до Москвы (около 600 км), требовалось 7 дней. Для сравнения: сегодня это делает поезд «Сапсан» за 4 часа. Но тогда всё было по-другому: вы брали государственного извозчика, меняли лошадей на почтовых станциях и платили казённому кучеру.

На станциях вас ждал настоящий сервис:

горячий щи (если повезёт);

сено для лошадей;

топчан для отдыха (иногда с блохами в подарок).

Это был своего рода средневековый автосервис с рестораном и мини-отелем. Только вместо кофе — самогон, а вместо чипсов — сухари, которые могли продержаться дольше, чем ваша мотивация на диете.

Сгенерировано нейросетью

Юридический ликбез от детектива (курьера) Виктора Павловича: если вы украли чужую лошадь на станции — вас бы нашли. Коней считали, как сейчас номера авто. Так что беглым преступникам путешествовать было сложнее, чем герою сериала «Ментовские войны».

Глава 4. Что брать с собой? Гид по дорожному рюкзаку 1825 года

Современный турист берёт power bank, термобельё и портативный фильтр для воды. Русский путешественник XIX века — сухари, капусту и, в крайнем случае, кусок вяленого мяса.

Женщины упаковывали зипун или армяк — длиннополые рубахи, которые служили и одеждой, и одеялом. Эффективно, компактно, универсально. Можно было завернуться, лечь под телегу и мечтать о том, как будет здорово, когда появятся железные дороги.

Никаких термосов, никаких карт. Всё, что нужно, — это знание дороги и вера в Бога. Ну и, конечно, запас лаптей. Лучше трёх пар. На всякий случай.

Глава 5. Почему зимой ехать было удобнее? Научная (почти) гипотеза

Вы удивитесь, но зимой путешествовать было быстрее и безопаснее. Почему?

Дороги замерзали — стало возможным ехать по полям и болотам. Летом там можно было застрять, как в болоте из «Властелина Колец».

Сани скользили — меньше трение, выше скорость.

Ночью светлее — снег отражал лунный свет. Хотя, если идёт метель, это уже не помогало.

Так что, если вы мечтали о зимнем путешествии по старинке — вы были бы правы. Главное — не забыть шубу и не доверять людям, которые говорят: «Я знаю короткую дорогу».

Без Главы - Мы не ценим своё время… и Яндекс-Такси

200 лет назад, чтобы добраться из одного столичного города в другой, требовалась неделя, десяток лаптей и терпение буддиста. Сегодня — билет на поезд и телефон с Netflix.

Мы стали быстрее, комфортнее, безопаснее. Но, возможно, немного потеряли в характере. Ведь тот, кто проехал 600 км в тарантасе, имел право сказать: «Я прошёл свой путь». А не просто: «Я вызвал такси».

В ближайшее время узнаете, как русские хранили продукты без холодильника, стреляли из ружья без патронов и лечили зубы без анестезии. История — она не только про царей. Она про нас.

Источники

https://weekend.rambler.ru/read/55022881-puteshestviya-do-1917-goda-kak-kuda-i-za-kakoe-vremya-ezdili-v-rossiyskoy-imperii/

https://perito.media/posts/karamzin-travelog

Понравилась публикация?
3 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Почему задержки в поездках сводят нас с ума — и как обмануть мозг за 3 минуты?

Задержки в поездках — явление, знакомое каждому из нас. Поезд стоит на перегоне, самолёт ждёт «окна», автобус не приезжает по расписанию. Минуты как будто растягиваются, и даже короткое ожидание превр...